Сасаниды и краткая историографическая справка
Сасаниды
Эпоха правления династии Сасанидов охватывает период с 224 по 651 гг. и является последним периодом в древней истории Ирана. Таким образом, Сасаниды стали наследниками предшествующих великих иранских империй – держав Ахеменидов, Селевкидов и Аршакидов, а также, если говорить о восточной части Ирана, Греко-Бактрийского и Кушанского царств.
Как видно по датам, это была переломная эпоха в мировой истории, когда на смену Древнему миру приходило Средневековье. Если на Западе, в Европе, начало Средних веков относят к V–VI вв., то на Востоке, в Передней Азии, этот переход произошел несколько позднее, в VII–VIII вв., когда территория практически всех древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет, Месопотамия, Левант, Закавказье, Иран, Средняя Азия и др.) была завоевана арабами-мусульманами и вошла в состав новой (но такой же недолговечной, как и большинство прежних) мировой империи – Арабского халифата. Еще эту эпоху часто называют Поздней Античностью. Таким образом, держава Сасанидов в истории Ближнего и Среднего Востока представляет собой как бы связующее звено между Древностью и Средневековьем, и именно в этом состоит ее основное всемирно-историческое значение.
На фоне других государств Евразии позднеантичной эпохи сасанидский Иран выделялся тем, что ему удалось сохранить политическое единство страны. Это было немаловажно, поскольку большинство прежних восточных монархий в это время просто распалось на отдельные зачастую враждующие между собой части либо утратили значительную часть своих владений. Более того, Сасанидам удалось превратить Иран в одну из двух (наряду с Римско-Византийской империй) мировых держав своего времени, в связи с чем мы с полным основанием можем говорить о том, что в период Поздней Античности в Евразии сложилась биполярная система международных отношений, представленная двумя основными акторами (Рим и Иран) и их сателлитами.
Важным фактором, определявшим историю позднеантичных государств в целом и сасанидского Ирана в частности, являлось Великое переселение народов, пик которого пришелся как раз на время существования персидского царства Сасанидов. У многих из нас, выросших в европейской системе историко-культурных координат, эта эпоха ассоциируется прежде всего с противниками Рима – готами, вандалами, гуннами. Возможно, кто-то еще вспомнит об аланах, аварах и славянах. На самом же деле все перечисленные народы были лишь частью (причем, судя по всему, не самой значительной) той разноплеменной массы, которая перемещалась по евразийским просторам на протяжении нескольких столетий (IV–VII вв.), сметая буквально все на своем пути и перекраивая политическую карту Евразии (причем не только западной, но и восточной ее части, включая Китай). В этом плане Сасанидской державе пришлось выдержать не менее (если даже не более) сильный натиск варваров на свои северо-восточные (Средняя Азия) и северо-западные (Закавказье) границы, нежели тот, с которым столкнулся Рим. Но если под натиском с востока Римская империя пала, то Персия смогла успешно отразить накатывавшие на ее территорию волны кочевников, и лишь арабо-мусульманское вторжение середины VII в., по времени совпавшее с глубоким внутренним кризисом в сасанидском Иране, стало фатальным для царства Сасанидов.
Говоря о наиболее важных чертах той бурной эпохи, на которую пришлось правление династии Сасанидов, нельзя не упомянуть и о том, что эти четыре с половиной столетия знаменовала собой новый этап в истории трансъевразийской линии коммуникаций, известной как Великий Шелковый путь. В этот период наиболее прибыльной статьей международной торговли являлся производимый в Китае шелк, за который западная, прежде всего римская элита была готова выкладывать любые суммы. Интересно, что само название этой ткани в латинском языке (sericum) является производным от слова, которым римляне обозначали Китай (Sera); иными словами, римляне называли шелк «китайской тканью». В этой связи для Сасанидов было жизненно важным контролировать участок Великого шелкового пути, проходивший по территории Ирана, поскольку это означало не только стабильные денежные поступления в казну от перепродажи римлянам китайского шелка, но и наличие определенного рычага влияния на своего западного соседа, отношения с которым у персов практически всегда находились в состоянии либо «холодной», либо настоящей, «горячей» войны. Роль «шелкового фактора» в римско-персидских отношениях была настолько высока, что ряд исследователей выдвигают его в качестве одной из важных причин ожесточенных римско-персидских войн, длившихся на протяжении практически всей истории существования Сасанидской державы.
Впрочем, касательно римско-персидских отношений следует сделать одно существенное замечание: несмотря на всю их сложность и крайнее ожесточение, обе державы соблюдали некие неписаные правила, и вплоть до начала VII в. противостояние между Римско-Византийской и Сасанидской державами носило хотя и антагонистический, но все же ограниченный характер. Это прежде всего проявилось в том, что противоборствующие стороны воздерживались от нанесения друг по другу ударов, носивших, как мы сейчас сказали бы, экзистенциальный характер (хотя обе державы вполне были на это способны). Более того, известен эпизод, когда византийцы помогли сасанидскому царю Хосрову II Парвезу (591–628), свергнутому с престола в результате дворцового переворота, вернуть себе власть. Еще раньше, в V в., империи смогли заключить договор о совместной борьбе с вторжениями кочевников из-за Кавказского хребта и, говоря современным языком, мирном сосуществовании двух держав.
Краткая историографическая справка
Несмотря на важность роли, сыгранной сасанидским Ираном в мировой истории, лишь единицы отечественных исследователей находили сасанидский Иран достойным отдельного внимания. Прежде всего, следует упомянуть о дореволюционном исследователе К.А. Иностранцеве, который стал первым русским историком, посвятившим сасанидскому Ирану отдельное монографическое исследование под названием «Сасанидские этюды» (СПб., 1909. 140 с.). Однако планомерное научное изучение сасанидской истории началось лишь в советскую эпоху. Из ученых того времени наиболее крупными исследователями государства Сасанидов были, прежде всего, Н.В. Пигулевская (1894–1970), В.Г. Луконин (1932–1984) и А.Г. Периханян (1928–2012), труды которых получили всемирное признание. Из ныне живущих специалистов государство Сасанидов является основным предметом научного интереса А.И. Колесникова, Д.Е. Мишина и В.А. Дмитриева. Отдельные аспекты сасанидской истории и культуры затрагивают в своих работах В.П. Никоноров, А.К. Нефёдкин, О.М. Чунакова, А.Б. Никитин, Э.Ш. Хуршудян, А.А. Амбарцумян и ряд других авторов.
В зарубежной исторической науке Сасанидской державе уделялось и уделяется гораздо большее внимание. Из наиболее заметных иностранных иранистов-сасанидоведов XIX–XXI вв. нужно назвать прежде всего А. Кристенсена, автора первой в мировой иранистике монографии, специально посвященной сасанидскому Ирану – «Иран при Сасанидах» (L’Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1944. 560 p.), а также Р. Гиршмана, Э. Герцфельда, В. Хеннинга, Р. Фрая, М. Бойс, Д. Бивара, Ш. Шахбази, М. Алрама, М. Л. Шомон, К. Босворта, Дж. Херрман, Б. Оверлета, П. Пуршариати, Д. Поттса, У. Вебер, Й. Визехефера, Т. Дарьяи. При желании этот список, безусловно, может быть многократно расширен.
В целом следует заметить, что в начале XXI в. в исторической науке (как отечественной, так и зарубежной) интерес к сасанидскому Ирану заметно усилился, что проявляется прежде всего в резко увеличившемся количестве публикаций (научных статей, монографий и т.д.) по данной проблематике. Более того, в 2022 г. произошло беспрецедентное в мировой историографии событие: в ФРГ начал издаваться научный сборник «Сасанидские исследования» (Sasanian Studies), специально посвященный истории царства Сасанидов. Все это позволяет ожидать появления в ближайшее время массы новых научных данных по истории сасанидского Ирана.