Этимология и период, территория правления династии Сасанидов

Этимология и период, территория правления династии Сасанидов

Свое название персидская династия Сасанидов получила по имени основателя рода, из которого происходили ее представители. Этого человека звали Сасан, и его биография, как часто бывает в таких ситуациях, окутана тайной. В персидских исторических сочинениях сохранилось несколько версий происхождения Сасана. Согласно одной из них (судя по всему, наиболее ранней, отразившейся в так называемой «Книге деяний Ардашира» и затем с незначительными изменениями повторенной Фирдоуси в его «Шахнаме»), он являлся потомком последнего царя из древнеперсидской династии Ахеменидов, погибшего в борьбе с Александром Македонским – Дария III (336–330 до н.э.). По мнению же одного из самых известных персидско-арабских средневековых историков Табари (839–923), написавшего монументальное (изданное на сегодняшний день в 40 (!) томах) сочинение под названием «История пророков и царей», Сасан был персидским аристократом и хранителем храма зороастрийской богини Анахид. Наименее романтическую (и в каком-то смысле наиболее скандальную) трактовку происхождения Сасана приводит ранневизантийский писатель-историк Агафий (536–582). Как сообщает Агафий, Сасан был «неким военным человеком», который случайно оказался в доме сапожника (!) Папака, одновременно являвшегося предсказателем будущего. По словам Агафия, Папак определил, что потомки гостя станут «знаменитейшими и известнейшими и достигнут великого счастья». А поскольку ни дочери, ни сестры, ни другой родственницы, которую можно было бы выдать замуж за Сасана, у Папака не было, то он свел с гостем свою собственную жену, спустя девять месяцев родившую сына – будущего основателя Сасанидской державы Ардашира I (224–242).

Скорее всего, мы никогда не узнаем, какая из трех версий соответствует исторической действительности, однако все они сходятся в одном: приход к власти потомков Сасана связан с именем Ардашира, приходившегося Сасану либо сыном, либо внуком. Ардашир поднял восстание против тогдашнего правителя Ирана – царя Артабана V (208–224), принадлежавшего к парфянской династии Аршакидов (напомним, что Сасаниды, в отличие от Аршакидов, были персами). Ардашир I смог привлечь на свою сторону большинство иранской знати, включая парфянскую ее часть, и свергнуть Артабана, разгромив его войско в битве на равнине Ормиздаган (неподалеку от совр. города Шуштар на западе Ирана). В ближайшие годы Ардашир подчинил всю территорию бывшего Парфянского царства, а также ряд соседних территорий (включая значительную часть Афганистана и юг Средней Азии), и с полным правом провозгласил себя «царем царей».

Так на месте ослабленного борьбой с Римом и раздираемого междоусобными войнами Парфянского царства возникла новая могущественная держава, на протяжении более чем четырех столетий являвшаяся, наряду с Римско-Византийской империей, одной из двух мировых держав того времени.

Дальнейшую историю сасанидского Ирана можно разделить на два основных этапа, примерно равных по своей продолжительности: эпоха правления ранних Сасанидов (III–IV вв.) позднесасанидский Иран (V – начало VII вв.). Ранний период характеризуется, с одной стороны, складыванием обновленной системы государственного управления (впрочем, успешно использовавшей на первых порах многие, как сейчас сказали бы, наработки прежней, парфянской эпохи), а с другой – крайне агрессивной внешней политикой на западе (войны с Римом и Арменией), юге (войны с арабами) и востоке (войны с государствами и народами Восточного Ирана, Северо-Западной Индии и Средней Азии). В результате нескончаемых войн возникла огромная империя, простиравшаяся от Евфрата на западе до бассейна Инда на востоке и от Каспия на севере до побережья Индийского океана на юге.


Сасанидский Иран в III–IV вв Источник

С конца IV в., после завершения чрезвычайно насыщенного яркими событиями правления царя Шапура II (309–379), наступает некоторое затишье, и Сасанидская держава вступает в новый период своей истории, который условно и несколько по-восточному можно назвать периодом могущества и процветания. Действительно, правители прежних столетий покорили огромные территории, Иран с полным правом считал себя империей, равной Вечному Риму (а в чем-то и превосходящей его). Теперь же требовалось закрепить достигнутые результаты и модернизировать систему управления государством, подчинив ее не военной экспансии, а решению долгосрочных политических, социальных, хозяйственных и вообще исторических задач.

Прологом к будущему расцвету и в каком-то смысле переходным периодом можно считать V в., поскольку после двух первых, наиболее бурных столетий своей истории в V веке Сасанидская держава пережила ряд серьезных кризисов как внутреннего, так и внешнего характера. Их преодоление потребовало внесения серьёзных корректив как в систему управления государством, так и в стратегию выстраивания внешней политики, и именно эти коррективы привели к возникновению того великого во всех смыслах «государства Хосроев[1] » (позднесасанидского Ирана), которое стало основой чуть ли не всей будущей исламской государственности и культуры.

В VI – начале VII вв. Сасанидская держава переживала период наивысшего могущества, пик которого, пожалуй, приходится на годы правления Хосрова I Великого (531–579). Это время, по аналогии с Древней Грецией, можно также назвать классической эпохой в истории царства Сасанидов, поскольку подавляющее большинство дошедших до нас достижений сасанидского Ирана в различных сферах жизни, и прежде всего в области духовной и материальной культуры, относятся именно к этому времени.

Но расцвет не может длиться вечно и рано или поздно переходит в постепенное затухание и последующий упадок. Так произошло и с сасанидским Ираном. Казалось, что в конце VI – начале VII вв. государство Сасанидов достигло вершины славы. Внешним проявлением этого стали успехи, достигнутые персами в борьбе с Византией во время войны 602–628 гг.: достаточно сказать, что сасанидские войска, поддерживаемые аварами и славянами, уже готовились к штурму Константинополя! Однако выдающийся император ромеев Ираклий (610–641) смог нанести противнику ряд мощных ударов, следствием которых стал разгром Ирана и возвращение всех утраченных ранее территорий.

На фоне внезапного поражения в столь удачно начинавшейся войне Сасанидская держава погрузилась в глубокий политический кризис. Возможно, как это уже неоднократно случалось в предыдущие столетия, он был бы успешно преодолен, и государство Сасанидов вернуло бы себе статус мировой державы, однако судьба распорядилась иначе: именно в это время возникает ислам, и на исторической арене появляется новая военно-политическая сила – Арабский халифат. Ослабленная совсем недавно завершившейся войной с Византией, Сасанидская держава не смогла организовать достойного отпора новому противнику и довольно быстро пала под ударами арабов-мусульман. Решающее сражение – битва при Кадисии – произошло в 636 г. и завершилось сокрушительным поражением сасанидской армии. Дни царства Сасанидов были сочтены. В ближайшие 15 лет его территория была полностью захвачена арабами. В том же году, когда исламское воинство окончательно покорило Иран (651 г.), погиб от руки алчного крестьянина-мельника и покинутый всеми последний царь из династии Сасанидов – Йездегерд III (632–651).

События 630-х – 650-х гг. означали не только гибель Сасанидской державы, но и начало новой – исламской – эпохи в истории Среднего Востока и сопредельных регионов.



1 Имя «Хосрой», или «Хосров», которое носил один из величайших правителей сасанидского Ирана Хосров I (531–579), впоследствии стало нарицательным и воспринималось потомками как титул древних иранских правителей. По той же логике имя Цезаря стало основой для возникновения титулов «кесарь» (русское «царь»), а имя франкского императора Карла Великого трансформировалось в слово. «король»

Поделиться

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.