661-750/751 гг. н.э.
Столицей Омейядов (الخلافة الأموية) (661-750/751 гг. н.э.) стал Дамаск. Наиболее заметными на фоне омейядского периода истории иранскими городами были Джурджан, он же Горган (گرگان) и область на севере Ирана под названием Табаристан (طبرستان). Иран почти полностью вошел в границы омейядского халифата, территория которого в эпоху расцвета (вторая четверть VIII века н.э.) простирались от юга Испании и севера Марокко на западе до Кабула на востоке. В это же время, благодаря, главным образом, политическим реалиям, на фоне противостояния непопулярному у персов правлению, большинство населения персидских провинций стало придерживаться шиитской ветви ислама. Причиной этого стал националистический характер правления арабской династии по отношению к персам, которых считали «низшим» классом. Шиизм возник как своего рода протестное движение, направленное против власти Омейядов. Растущим недовольством персов-шиитов для захвата власти впоследствии воспользовались Аббасиды. Представители династии Омейядов, такие как Муавия I, Язид I, Марван, Абдул-Малик и другие, стали называть себя халифами. Отсюда возникло общее для этого и последующих правящих режимов, название – халифат. Данный период в развитии искусства и культуры при Омейядах можно считать подлинным расцветом, возникшим на заре появления ислама. Классические образцы ранней мусульманской архитектуры, испытавшей значительное влияние иранских образцов зодчества, например, мечети VIII века в Алеппо и Ракке, были возведены именно при Омейядах.