Памятники культуры династии Сасанидов

Памятники культуры династии Сасанидов

В сасанидском Иране сложилась своя (так называемая пехлевийская) литература, основу которой, как и везде на Востоке, составляли произведения религиозного характера, прежде всего священные зороастрийские тексты («Авеста») и сочинения нравственно-религиозного и богословского плана («Бундахишн», «Арда-Вираз-намаг» и др.). До нас дошли и исторические тексты сасанидского времени – «Деяния Ардашира, сына Папака», повествующее о приходе Сасанидов к власти, «Сказание о Зарере», представляющее собой сасанидскую переработку военного эпоса парфянской эпохи. Но особенно важное значение имеет составленная при Сасанидах так называемая «Книга царей» (Хвадай-намаг) – сборник историко-эпических текстов, повествующих о деяниях иранских правителей с древнейших времен до сасанидской эпохи включительно. Сама эта книга до нас не дошла, но сохранилась ее более поздняя средневековая переработка, которую мы знаем как «Шахнаме». Кроме того, известно, что в сасанидском Иране (особенно активно – при Хосрове Великом) массово переводились тексты греко-римских писателей, ученых и философов, а потому считать, что на Востоке не знали достижений западной культуры, было бы глубоко ошибочно.

Отдельно следует сказать о таком специфическом памятнике сасанидской письменности, как монументальные надписи. В основном они составлены от лица царей и повествуют о достигнутых военных и иных успехах. Наиболее известные из них – это надписи царей Шапура I на Каабе Зороастра и Нарсе в Пайкули. Кроме царей, такого рода надписи могли составляться и представителями высшей сасанидской знати; так, например, верховный зороастрийский жрец конца III в. Кердир является автором сразу четырех (!) монументальных надписей (на Каабе Зороастра, в Накш-и Рустаме, Накш-и Ра-джабе и Сар-Мешхеде), которые размещались по соседству с надписями царей.

Впрочем, как бы ни было велико значение литературы, всегда и везде являющейся основой национальной культурной традиции, для внешнего наблюдателя наиболее заметными памятниками сасанидской культуры будут являться произведения изобразительного искусства, и прежде всего архитектуры. Одними из наиболее ранних архитектурных памятников Ирана сасанидской эпохи являются дворец Ардашира I в Фирузабаде и дворец Шапура I в Бишапуре.

Дворец Ардашира I в Фирузабаде
Дворец Ардашира I в Фирузабаде Источник

Общий вид дворца Шапура I в Бишапуре
Общий вид дворца Шапура I в Бишапуре Источник

Из других уникальных архитектурных памятников сасанидской эпохи следует назвать так называемый «Айван Хосрова» (остатки дворца Хосрова Ануширвана неподалеку от сасанидской столицы – Ктесифона), Сарвистанский дворец царя Варахрана V Гура (420–440), «Замок Ширин» Хосрова II Парвеза (590–628), названный по имени царской жены-христианки. Интересно, что памятники сасанидской архитектуры сохранились и на территории нашей страны. В частности, в Республике Дагестан находится всемирно известная Дербентская крепость, сооруженная при царе Хосрове Великом.

Айван Хосрова
Айван Хосрова Источник

Сарвистанский дворец
Сарвистанский дворец Источник

Замок Ширин
Замок Ширин Источник

Не менее, а возможно и более известны широкой публике памятники сасанидской монументальной скульптуры. Они представлены главным образом наскальными царскими рельефами, призванными увековечить военные подвиги и победы Сасанидов (в связи с чем эти рельефы часто называют победными), а также продемонстрировать сакральный характер их власти (в таком случае цари изображались рядом с зороастрийскими божествами – Ахура-Маздой, Митрой, Анахитой и др.; такие рельефы называются инвеститурными). К наиболее выдающимся из них могут быть отнесены рельефы Ардашира I в Фирузабаде и Накш-е Рустаме, Шапура I в Бишапуре и том же Накш-е Рустаме, Варахрана I и Варахрана II в Бишапуре, Нарсе в Накш-е Рустаме. Интересно, что с IV в. традиция создания монументальных рельефов фактически исчезает и вновь возрождается лишь на закате сасанидской истории, в начале VII в.; самым известным рельефом позднесасанидского времени является конное изображение Хосрова II из «Большого айвана» в Так-е Бустане.

Рельеф Ардашира I в Фирузабаде
Рельеф Ардашира I в Фирузабаде Источник

Рельеф Ардашира I в Накш-е Рустаме
Рельеф Ардашира I в Накш-е Рустаме Источник

Рельеф Шапура I в Накш-е Рустаме
Рельеф Шапура I в Накш-е Рустаме Источник

Рельеф Варахрана I в Бишапуре
Рельеф Варахрана I в Бишапуре Источник

Рельеф Варахрана II в Бишапуре
Рельеф Варахрана II в Бишапуре Источник

Рельеф Нарсе в Накш-е Рустаме
Рельеф Нарсе в Накш-е Рустаме Источник

Большой айван в Так-е Бустане
Большой айван в Так-е Бустане Источник

Наконец, шедеврами изобразительного искусства мирового значения являются произведения сасанидской торевтики, в частности изображения на серебряных блюдах, основным сюжетом которых является царская охоты – один из древнейших сюжетов в истории мирового изобразительного искусства . Следует также отметить, что одна из богатейших коллекций сасанидского серебра находится в нашей стране и хранится в Государственном Эрмитаже.

Изображения на серебряных блюдах

Поделиться

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.