Цари Сасанидов

Цари Сасанидов

За все время нахождения у власти династии Сасанидов на персидском престоле побывало чуть более 30 царей (правда, некоторые из них являлись узурпаторами, приходившими к власти незаконно). Хотя не все они были одинаково талантливы, и далеко не каждый из них может быть отнесен к категории великих исторических деятелей, тем не менее, целый ряд сасанидских правителей может с полным на то основанием включен в число выдающихся монархов своего времени[1].

Основатель государства Сасанидов Ардашир I (224–242) приходился внуком (по другой версии – сыном) легендарному Сасану – основателю правящей династии. Именно Ардашир I заложил основы Сасанидской державы, разгромив в битве при Ормиздагане (224 г.) последнего парфянского царя Артабана V (216–224) и установив контроль над всей территорией, некогда подвластной парфянам.

Наскальный рельеф из Фирузабада, изображающий победу Ардашира I над Артабаном V
Наскальный рельеф из Фирузабада, изображающий победу Ардашира I над Артабаном V Источник

Однако если власть парфянских царей над Ираном и рядом соседних областей имела во многом номинальный характер, то Сасаниды в лице Ардашира I смогли установить над бывшими парфянскими владениями весьма плотный контроль, во многом покончив с прежними вольностями местной знати. Кроме того, Ардашир первым из Сасанидов вступил в противоборство с Римом, одержав в 232 г. убедительную победу над римским императором Александром Севером (222–235).

Вместе с тем, несмотря на все его заслуги, Ардашира еще нельзя считать создателем Сасанидской империи. Кажется, он и сам понимал это, ограничив свои притязания только границами территорий, традиционно входивших в состав Иранских империй; на это указывает титул Ардашира I – «царь царей Ирана».

Первым же сасанидским правителем, установившим контроль над территориями не только Ирана, но и рядом соседних государств (в частности, над Арменией) и создавшего полноценную мировую державу, являлся сын Ардашира – Шапур I (242–272). Это, опять же, отразилось в царской титулатуре: начиная с Шапура I, Сасаниды стали именоваться «царями Ирана и не-Ирана» (по смыслу это что-то похожее на известный на Востоке с глубокой древности титул «царя четырех стран света», т.е. правителя всего мира). Однако, помимо новых территориальных приобретений, не менее важным основанием для нового царского титула стало то, что во время одного из сражений Шапур взял в плен самого римского императора Валериана (253–260), который отныне должен был выполнять при Шапуре роль раба и подставлять ему спину в качестве опоры всякий раз, когда тот садился на коня. Это был беспрецедентный случай во всей многовековой истории римско-персидского противостояния.

На рубеже III–IV вв. Сасанидская держава пережила первый в своей истории серьезный политический кризис, из которого она сумела выйти в 20-х гг. IV в., при царе Шапуре II Великом(309–379). Согласно распространенной среди средневековых персидских историков легенде, Шапур II был провозглашен царем еще до своего рождения: за неимением других подходящих кандидатур (практически все потенциальные наследники престола погибли в ходе междоусобиц), придворная знать возложила царскую корону на живот беременной Шапуром царицы. Из всех Сасанидов Шапур II, пожалуй, с наибольшим основанием может быть назван царем-завоевателем. Начиная с 325 г., когда он достиг совершеннолетия, все его дальнейшее царствование прошло в почти нескончаемых войнах, которые велись (и надо сказать, весьма успешно) на всех возможных направлениях: на Аравийском полуострове, в Армении, Сирии, Восточном Иране, Средней Азии... При этом Шапур был не просто завоевателем, но завоевателем жестоким: после вторжений персов в Аравию, предпринятых ими в ответ на опустошительные набеги арабов, последние прозвали Шапура «Ду ль-Актаф», что можно перевести как «Человек плеч» («Заплечник»). Такое прозвище было связано с тем, что, по словам персидских историков, «до самой своей смерти Шапур был одержим страстью к истреблению арабов и вырезанию лопаток у их вождей»; известно, что в ходе только одной карательной экспедиции были вырезаны лопатки у 50 тысяч арабов. Даже для того времени это была невиданная жестокость. Весьма успешными были и войны Шапура II с Римом. В результате разгрома в 363 г. римской армии и гибели самого императора Юлиана Отступника (361–363) Римская империя была вынуждена подписать с персами унизительный Нисибисский договор, по которому Империя уступала Ирану ряд важных областей и городов в Месопотамии и Армении. На востоке Шапур II расширил границы Сасанидской державы, захватив часть территории бывшего Кушанского царства.

После смерти Шапура II и на протяжении всего V в. сасанидский Иран оказался в сложной внешне- (нападения кочевников на северные и восточные границы) и внутри- (заговоры персидской знати и социальные движения) политической ситуации. В связи с этим у Сасанидов не было возможности проводить такую же активную политику, какую проводили правители III–IV вв. Более того, Персия была вынуждена пойти на сближение с Римом с целью организации совместной обороны от вторжений кочевников с Северного Кавказа. Показательно, что из царей этого времени выделяется фигура Варахрана (Бахрама) V Гура (421–439), который прославился не как правитель, добившийся значительных успехов на военном либо административном поприще (с этой точки зрения Варахран был весьма заурядной, если не сказать слабой, фигурой), а как герой многочисленных легенд и преданий. Как пишет в этой связи советский востоковед-иранист М.М. Дьяконов, «рассказы о его охотничьих подвигах, любовных похождениях, распространенные уже в сасанидское время, стали любимыми темами фольклора, литературы и изобразительного искусства многих народов Переднего Востока... Так ничтожный правитель, отдавший знати всю полноту власти, а сам предавшийся забавам и удовольствиям, превратился в чудесного витязя, наделенного сверхъестественными качествами[2] ».

Очередная, выражаясь словами Л.Н. Гумилева, пассионарная личность появилась на сасанидском престоле в середине VI в. Это был Хосров I Великий (531–579), или Хосров Ануширван («Хосров с Бессмертной Душой»), как прозвали его персидские историки. При Хосрове Иран вступил в период своего расцвета. Царь провел широкие внутренние реформы, начатые еще его отцом, царем Кавадом (488–531). В частности, была упорядочена и централизована административно-территориальная система сасанидского Ирана: вся держава была поделена на четыре части, во главе каждой из которых находился царский наместник. Подверглась реформированию и военная сфера: государство было разделено на четыре военных округа (куста), каждый из которых возглавлялся «начальником войска» (спахбедом), подчинявшимся непосредственно царю. Кроме того, при Хосрове в сасанидском Иране появилась регулярная армия, содержавшаяся за счет государства и способная решать более масштабные задачи, нежели существовавшее ранее ополчение знати (азадов). Все это позволило Хосрову Ануширвану перейти к решению внешнеполитических задач. При нем Иран успешно боролся не только с Византийской империей, но и расширил свои границы на Кавказе и в Аравии, включая Йемен. Кроме того, Хосров смог организовать отпор кочевникам (эфталитам, а затем и тюркам) на северо-восточных границах своей империи, на территории современного Афганистана.

Своим наследникам Хосрова оставил процветающую империю, по своему могуществу не уступавшую Византии и определявшую геополитическую ситуацию во всей Евразии. Однако этот расцвет оказался недолгим. Уже при сыне и преемнике Хосрова Ормизде IV (579–590) в Иране разразился очередной внутриполитический кризис, главной причиной которого стало недовольство персидской аристократии ликвидацией своих привилегий в период правления властного Хосрова I. В результате интриг придворной знати Ормизд был свергнут с престола и впоследствии казнен.

В последовавшей за этим политической борьбе к власти (что интересно, при военной и финансовой помощи Византийской империи) пришел последний правитель, при котором Сасанидская держава еще сохраняла свой статус великой державы – Хосров II Парвез («Победоносный») (591–628). Однако царствование Хосрова II стало для сасанидского Ирана фатальным: весьма успешно начавшаяся в 602 г. война с Византией (формально – с императором Фокой (602–610), свергшим с престола императора Маврикия (582–602), того самого, который в свое время помог Хосрову стать царем) завершилась в 628 г. полным разгромом Персидской державы. Вскоре Хосров Парвез был убит своими приближенными, и последние годы своей истории сасанидский Иран провел в смутах и междоусобных войнах.

Правление последнего Сасанида – Йездегерда III (632–651) – метафорически может быть охарактеризовано как трагедия, переросшая в фарс. Этому царю пришлось столкнуться с армиями арабов, движимых новой религией – исламом – и потому бесстрашно вступавших в битвы как с персами, так и с византийцами. И если Византии хотя и огромной ценой (Империей были навсегда потеряны Египет, Палестина и Сирия), но все же удалось остановить арабские войска на границе Малой Азии, то у сасанидского Ирана дела шли гораздо хуже: в битве при Кадисии (636 г.) арабы наголову разгромили персов, что фактически сделало царство Сасанидов беззащитным перед новым противником. Йездегерд III безуспешно пытался организовать сопротивление арабам и в конце концов, как было отмечено выше, пал жертвой алчного крестьянина, который, позарившись на богатые одежды решившего переночевавшего у него царя, убил его, а тело выбросил в канал. Вряд ли можно представить более бесславный конец столь великой некогда династии...



1 Весьма полный историко-биографический обзор правления династии Сасанидов содержится в книге: Дашков С.Б. Цари царей – Сасаниды. Иран III–VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. М., 2008.
2 Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961. С. 274.

Поделиться

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.