История Ирана

История Ирана насчитывает тысячи лет и включает в себя периоды древности, средневековья, нового времени, и наконец, современности. Десятки правителей, игравших ключевые роли как в истории Ирана, так и всего мира. Шедевры архитектуры и произведения искусства, показавшие величие человеческой цивилизации и ставшие образцами для творцов последующих эпох. Элам, Мидия, держава Ахеменидов, царство Селевкидов, Парфия, империя Сасанидов, затем арабское завоевание и сложившиеся вслед за ним Омейядский и Аббасидский халифаты, государства Газневидов, Саманидов и Сельджукидов, Гуридов и Хорезмшахов. За ними последовала империя Хулагуидов, именуемая также державой Ильханов. И, наконец, последним наследовали Тимуриды, далее Сефевиды, Каджары, Пехлеви и Исламская республика Иран.

Перечисленные династии управляли территорией, в пределы которой входил в том числе и современный Иран, зачастую являясь самой крупной областью, оказывавшей культурное и политическое влияние на близлежащие территории.

История Ирана стала объектом научного изучения во всем мире, начиная с XVII - второй половины XVIII века, когда Адам Олеарий перевел произведение персидского автора Саади под названием «Гулистан», а в 1771 году был выполнен первый перевод «Авесты» (священные тексты в зороастризме, одной из древнейших религий Ближнего Востока) на французский язык. Автор перевода – Абрахам Гиацинт Анкетиль-Дюперон. Примерно в это же время совершаются первые заметные успехи в расшифровке клинописи Ассирии и Вавилонии, связанная с древнеперсидским языком. Ключевыми исследователями в данном направлении стали немецкий филолог Георг Гротефенд и британский дипломат и исследователь ассирийских древностей Генри Роулинсон.

Со 2-й половины XIX столетия интерес западных ученых к Ирану резко возрастает, что приводит к созданию различных научных школ при университетах и музеях. Объектом исследования становится не только филология и лингвистика древнейших периодов персидской истории, но и история Ирана в эпоху средневековья, нового, а впоследствии и новейшего времени.

В иранских научных кругах подобные тенденции складываются только к рубежу XIX и XX веков. Ведущим специалистом этого периода является Ага-хан Кермани. Музеи и университеты Ирана, так же как и на западе, активизируют усилия по изучению собственной истории. Подобные исследования получали также и государственную поддержку. 1930е гг. ознаменованы открытием ведущих музеев истории Ирана – Тегеранского государственного этнографического музея и Иранского музея древностей. Одновременно с вступлением Ирана в новейший период истории появляются и свежие исследования за авторством Малека Ош-Шоара Бахара, Аманпура Кесрави, Данешпура и других. Главным центром научной деятельности в области иранистики становится Тегеранский университет.

Российская научная школа исследований истории Ирана складывается в середине – второй половине XVIII века, когда увидели свет первые публикации Василия Федоровича Братищева, работавшего в Министерстве иностранных дел дипломатом и переводчиком. В XIX веке появляются выдающиеся работы исследователей Ильи Николаевича Березина и Николая Владимировича Ханыкова. Последний также являлся дипломатом по основному роду деятельности. Важнейший вклад в развитие отечественной иранистики внес историк и археолог начала XX века Василий Владимирович Бартольд. Две его ключевые работы, посвященные Ирану - «Историко-географический обзор Ирана» (опубликована в 1903 году) и «Иран. Исторический обзор» (опубликована в 1926 году).

Ведущими историками Ирана советского времени стали Борис Николаевич Заходер, Игорь Михайлович и Михаил Михайлович Дьяконовы, Илья Павлович Петрушевский.

На современном этапе российская и мировая иранистика широко представлена многочисленными исследователями. Ведущими научными журналами, где можно познакомиться с их работами, являются «Восток (Oriens)», «Iranica Antiqua», «Indo-Iranica», «Persica» и ряд других.

Элам
2700 г. до н.э. – 540 г. до н.э.
Элам – древняя цивилизация с центром в городе Сузы, располагавшаяся на юго-западе современного Ирана (ныне – провинции Лурестан и Хузистан). Хронология существования эламских государств укладывается в период между 2-3 тысячелетиями до н. э. и второй половиной VI века до н. э. Эламитяне обитали на этих землях ещё до прихода ариев, и в разные времена своего существования создавали могучие царства, успешно соперничавшие с державами Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии. Конец их могуществу положила как раз последняя: в 640 г. до. н.э. царь Ассирии Ашшурбанапал завоевал Элам и разорил Сузы. Как независимое государство Элам уже не возродился, но в дальнейшем стал важной частью империи Ахеменидов и оказал большое влияние на её искусство. Но особенно большого влияния добился эламский язык. Эламский язык стал настоящим культурным и даже политическим достоянием, объединив страны и народы, населявшие тогдашний цивилизованный мир. Этот язык дал начало эламскому линейному письму, повлияв через него на всемирно известную клинопись.
670-550 гг. до н.э.
Мидия (سرزمین ماد) Древнее государство, возникшее на территории современных Ирана и Азербайджана, существовавшее на протяжении VII- V веков до н. э. Центром легендарного мидийского царства был город Экбатаны, в настоящее время Хамадан (همدان), столица одноименной иранской провинции. Политическая история Мидии – это столкновения мидян с персами, длившиеся с попеременным успехом, закончившиеся победой войск под предводительством Кира II примерно в 550 году до н. э. Мидийские земли продолжили свое развитие и после падения державы Кира, вплоть до времен Александра Македонского, когда некогда легендарное царство сузилось до размера небольшой сатрапии с центром в Урмии. Искусство и культура, предположительно определяемые как мидийские, хорошо известны в мире – барельефы V века до н. э. с изображениями мидийских воинов в Персеполе, роскошные предметы торевтики (чаши, ритоны, детали портупеи и многое другое). Именно они, так же, как и в случае с Эламом пережили века в отличие от царей мидян и персов. Еще одним религиозно-культурным явлением, относящимся к данной эпохи, а также упоминаемом у «отца истории» Геродота, являются жрецы-маги. Согласно сведениям древнегреческого историка, они были представителями мидийских племен.
550-330/29 гг. до н.э.
Держава Ахеменидов (شاهنشاهی هخامنشی) стала государством, созданным персами, пришедшими на смену мидийцам. Империю Ахеменидов, бывшую одним из самых территориально обширным государственным образованием за всю историю человечества, можно по праву называть империей, в которой персы находились на правящих позициях. В период расцвета государство Ахеменидов включало в себя часть африканского континента, а именно Египет и земли нынешней Эфиопии. Ахеменидские правители, в большинстве своем проводили эффективную завоевательную политику, сочетая ее с активными внутренними реформами. Подобный внешне и внутриполитический курс сложился, начиная с полулегендарного основателя династии властителя Ахемена или Ахаманиша (هخامنش), далее был продолжен при Кире и затем Дарие I и его потомках, Последним из них стал Дарий III, правлени. Которого положил конец победоносный походом Александра Македонского на Восток в 330-х годах до н. э. Персеполис, Пасаргады, Вавилон, Мемфис, Милет и другие города были центрами различных частей персидского государства. В империи использовались древнеперсидский греческий, вероятно мидийский эламский и аккадский языки. Завоеванные Александром, земли персидской империи вскоре объединились и были расширены под контролем нового властителя. Особо важным свидетельством эпохи, наряду с предметами искусства, является объект под названием «Гянджнаме» (گنجنامه) или «Книга сокровищ» - выступ на скале в Хамадане, прославляющая зороастрийского бога Ахурамазду, и деяния царей Дария и Ксеркса, считающихся авторами текста, оставленного сразу на трех языках - древнеперсидском, нововавилонском, эламском. В период существования державы Ахеменидов, именно эламский язык, став государственным, наиболее активно распространяется по миру. К числу известнейших памятников письменности данного периода следует отнести также Бехистунскую надпись, высеченную на древнеперсидском, эламском и аккадском по распоряжению Дария I. Скалу и по сей день можно наблюдать чуть южнее руин Экбатана, расположенных между современных Керманшахом и Хамаданом, в Иране.
320-64 гг. до н.э.
Государство Селевкидов (مپراتوری سلوکی) стало следующим значимым образованием в истории Ирана. Возникновение империи Селевкидов напрямую связано с политикой Александра Македонского. После кончины последнего и случившегося восстания диадохов, Селевк (سلوک) – один из начальников-сатрапов, получив в управление земли Вавилонии, создал свое государство, в которое помимо Сирии, Палестины, Финикии, Месопотамии и прочих входил также Иран. Государство, основанное Селевком, стало одним из последних крупных царств региона на рубеже эпох. В его культуре соединились лучшие черты греческой эллинской и персидской культурных традиций. Культура Селевкидов была в первую очередь эллинистической, но по большей части на западе империи и в больших городах. В то же время она сливалась с иранской, в особенности на востоке. Влияние Селевкидов на Иран было более военным и экономическим, чем культурным. Представители династии не стремились изменить сложившуюся социальную, культурную и политическую обстановку. В то же время они привнесли использование монет, свои меры веса и длины, технологии строительства и верования.
250 г. до н.э. – 227 г. н.э.
Парфянское царство (شاهنشاهی اشکانی), будучи в самом начале небольшим территориальным образованием к востоку от Каспийского моря, в период расцвета включило в себя большую часть территории современного Ирана. Расцвет царства пришёлся на столетие позже, после освобождения из-под власти Селевкидов, когда страна самым активным образом была связана с Китаем на востоке и Римом на западе. Столкновения с последним привели к гибели царства, с существованием которого были связаны легендарные исторические личности – цари, правившие в разное время, но носившие одно и то же имя – Митридат (مهرداد). В пределы парфянских земель вошли как города, «доставшиеся в наследство» от державы Селевкидов (Вавилон, Экбатан, Персеполь, Антиохия), так и новые, с которыми неразрывно связана ранняя история Ирана, а именно – Ктесифон, Сузы, Рей, Ниса. Ктесифон (تیسفون), в настоящее время находящийся на территории Ирака, стал сосредоточием культурной и экономической жизни государства. В годы существования парфянского царства влияние греческой культуры на ее территории стало уменьшаться, а иранской – увеличиваться. В это время появилась собственная парфянская письменность. Помимо этого, о парфянской культуре известно немного, в основном благодаря сохранившимся фрескам, статуям, рельефам. В пользу высокой организации парфянской державы в культурном и социальном планах говорит и то, что она стала, по сути, последним государством на указанных территориях, терпимым к разным религиям.
227-651 гг. н.э.
Сасаниды (شاهنشاهی ساسانی) стали первой династией, правившей в числе прочих владений и иранскими землями, и существовавшей хронологически на рубеже эпох древнего мира и средневековья. Представители Сасанидов унаследовали трон парфянских царей, правивших Ираном лишь номинально, после падения власти последнего парфянского правителя Артабана. Ардашир (اردشیر), одержавший победу над парфянами, стал во главе новой империи со столицей в городе Эстахр (استخر). Впоследствии столицей стал Ктесифон. История сасанидской империи знала много славных имен царей, самым известным из которых по праву считается Хосров II (خسرو). При нем количество территорий, подконтрольных династии , было максимальным, так как включало в себя, помимо всей современной территории Ирана еще и Ирак, а также Египет. Сасанидские цари покровительствовали наукам и искусству, одним из самых знаменитых проявлений которого стали шедевры, изготовленные из металла – серебряные, электровые и золотые блюда, кубки и ритоны с рельефной чеканкой, изображавшей сюжеты персидских легенд и мифов. Зачастую персонажами этих легенд становились сами правители, чьи изображения «вписывались» в пространство мифических сюжетов на блюдах. К числу ярких примеров материальной культуры следует отнести сасанидские рельефы и росписи, украшавшие архитектуру. Династия Сасанидов, равно как и империя, прекратила свое существование в начале второй половины I тысячелетия н. э., а именно в 650-651 годах. Последний из правителей династии не смог обеспечить свою власть на всей территории страны, по сути контролируя лишь отдельные области. После давления изнутри, и нападок со стороны арабов извне случился крах державы, и одновременно начавшееся арабское завоевание дало старт продолжающемуся до сих пор исламскому периоду в истории Ирана. Принятие ислама означало произошло одновременно с наметившимся в обществе отходом от зороастризма, исповедовавшегося в персидских землях тысячелетиями. Одна из древнейших религий не исчезла полностью, но существенно сдала свои позиции.
661-750/751 гг. н.э.
Столицей Омейядов (الخلافة الأموية‎) (661-750/751 гг. н.э.) стал Дамаск. Наиболее заметными на фоне омейядского периода истории иранскими городами были Джурджан, он же Горган (گرگان) и область на севере Ирана под названием Табаристан (طبرستان). Иран почти полностью вошел в границы омейядского халифата, территория которого в эпоху расцвета (вторая четверть VIII века н.э.) простирались от юга Испании и севера Марокко на западе до Кабула на востоке. В это же время, благодаря, главным образом, политическим реалиям, на фоне противостояния непопулярному у персов правлению, большинство населения персидских провинций стало придерживаться шиитской ветви ислама. Причиной этого стал националистический характер правления арабской династии по отношению к персам, которых считали «низшим» населением. Шиизм возник как своего рода протестное движение, направленное против власти Омейядов. Растущим недовольством персов-шиитов для захвата власти впоследствии воспользовались Аббасиды. Представители династии Омейядов, такие как Муавия I, Язид I, Марван, Абдул-Малик и другие, стали называть себя халифами. Отсюда возникло общее для этого и последующих правящих режимов, название – халифат. Данный период в развитии искусства и культуры при Омейядах можно считать подлинным расцветом, возникшим на заре появления ислама. Классические образцы ранней мусульманской архитектуры, испытавшей значительное влияние иранских образцов зодчества, например, мечети VIII века в Алеппо и Ракке, были возведены именно при Омейядах.
750/751-1258 гг. н.э.
Аббасиды (خلافت عباسی) (750/751 – 1258 гг. н.э.), пришедшие к власти после Омейядов в 750/751 гг. году н. э., держали власть в своих руках несколько столетий, последний представитель династии ушел из жизни в конце 13 века н. э. В границы аббасидского (багдадского) халифата входили Средняя и Центральная Азия, Египет и северо-запад Африки, Иран, отдельные регионы Индии. История Ирана при Аббасидах представляла собой многочисленные войны, главной целью которых была попытка остановить децентрализацию халифата, начавшуюся при их предшественниках. В числе плеяды правителей наиболее знамениты Абу Джафар Аль-Мансур, перенесший столицу страны в недавно отстроенный при его покровительстве Багдад, на многие столетия ставший воплощением восточного города, и поныне у многих ассоциирующийся с исламской культурой. Второй персоной, несомненно, заслуживающей внимания, был халиф Харун Ал-Рашид (هارون الرشيد), правивший в 786-809 годах н. э. Правление Харуна по праву считается если не «золотым веком ислама», то как минимум его началом. Родиной легендарного правителя, известного многим по сказкам «Тысячи и одной ночи» являлся иранский город Рей. Хотя с политической точки зрения правление Харуна Ал-Рашида нельзя назвать стабильным из-за постоянной борьбы за власть и сепаратизма, с культурной и экономической стороны это период наибольшего могущества мусульман с момента их появления и до конца 1-го тысячелетия н. э. О влиянии халифа и его авторитете среди приверженцев ислама красноречиво говорит его прозвище, в переводе с арабского трактуемое как «праведный» или «справедливый». Говоря о политике государства в целом, следует упомянуть о продолжении борьбы с Византией. Внутри страны, придя к власти на волне анти-омейядских настроений и возросшей популярности шиизма, Аббасидам на определенном этапе пришлось самим бороться с мятежниками-шиитами. Внутренние процессы сопровождались увеличением персидского влияния в органах самоуправления. В качестве примера, характеризовавшего уровень развития культуры при Аббасидах назовем «Дом мудрости» - своего рода академия, в которой на арабский были переведены греческие, сирийские и среднеперсидские книги. Таким образом, арабский мир ближе познакомился с лучшими образцами античной культуры. Свержение Аббасидов повлекло за собой смену одной династии за другой, что неизменно сопровождалось сокращением территории халифата, от которого постепенно отпали египетские владения, вслед за ними Испания и Сицилия, сократилась также и сфера влияния на восточной окраине. Относительно коротким правлением отличились правители, принадлежащие к Тахиридам, Саффаридам, Саманидам, Саджидам, Саларидам, Раввадидам, Гилитамитам, Джустанидам, Зияридам, Буйидам. Буйиды стали последними правителями халифата, чья власть распространялась и на Иран. В последнем в это время также наблюдается развитие ремесел и искусства, в частности архитектуры. Пятничная мечеть в Исфахане была заложена при Буйидах, а именно - в конце VIII века н. э.
977-1186 гг. н.э.
Газневиды (977 – 1186 гг. н.э.), некоторое время сосуществовашие с Буидами, в конечном итоге сменили их к 977 году н. э., утвердившись в качестве доминирующей, тюркской по происхождению, династии. Государство Газневидов получило название Эмират или Султанат Газни (سلطنت غزنویان), образовавшись путем отделения части земель, принадлежавших Саманидам. Столицей эмирата стал одноименный город Газни, располагающийся в пределах современного Афганистана. Однако по причине неудач во внешней политике, а именно войны с огузами, наступления Сельджуков, в последние 30 лет существования державы Газневидов столица была перенесена в Лахор. Будучи относительно слабыми политиками и полководцами, Газневиды были не чужды искусству в различных его проявлениях. Плеяда персидских по происхождению авторов, историков, поэтов, живших и творивших во время султаната включает Фирдоуси, Ал-Бируни, Бейхаки, Систани. Будучи тюрками по происхождению, Газневиды сделали для развития исламской культуры едва ли не больше, чем все предшествующие им арабские правители.
1037-1194 гг. н.э.
Государство Сельджукидов (دولت سلجوقیان) (1037-1194 гг. н.э.), возникшее вскоре после Султаната Газни, сделало Иран одним из главных регионов своей державы. Об этом говорят, например, смены столиц, три из которых – Рей, Хамадан и Исфахан находятся на территории Ирана и были либо восстановлены из руин (Хамадан, он же Экбатаны), либо значительно развиты при новых правителях. Кроме того, Сельджуки были серьезной силой на политической арене своего времени, подконтрольные им территории вновь вобрали в себя Малую Азию, север и одновременно юг Аравийского полуострова, 95 процентов территории Ирана и Средней Азии. Однако такие территории, как Алжир и Марокко, стабильно входившие в сферу влияния предшественников, при Сельджуках были окончательно утрачены. Знаковыми правителями, принадлежащими к данной династии, были Алп-Арслан, Мелик-шах I, Махмуд, Мохаммед I. Среди ярких культурных явлений, помимо продолжающегося развития архитектурных традиций, можно назвать живопись. Знаменитая персидская миниатюра приобрела характерные черты, оставшиеся таковыми вплоть до монгольского завоевания и усилившегося с ним влияния Китая на это и другие направления искусства Персии. Изобразительное искусство в целом представляло собой симбиоз мусульманской иранской традиции и традиционных элементов тюркской культуры. Популярным изобразительным сюжетом были изображения тюркских тотемных животных и птиц – орлов и львов. В указанный период активно развивалась персидская каллиграфия.
1097-1231 гг. н.э.
Государство Хорезмшахов (خوارزمشاهیان) (1097 – 1231 гг. н.э.), несмотря на громкие амбиции своих лидеров, за время своего существования сократилось почти вдвое по сравнению с временем правления предшествующей династии. Иран стал крупнейшей областью страны, но на деле очень слабо контролировался вначале из Гурганджа, а впоследствии из Самарканда. Ключевые политические фигуры данной эпохи – Иль-Араслан, Султан-шах, Такеш. Внешнеполитические успехи Хорезмшахов (завоевание большей части территории империи Сельджукидов, успешная борьба с Гуридами и Караханидами) не помогли им в противостоянии с новой угрозой – монголами. Монгольское нашествие положило конец власти хорезмшахов. Захватив к этому времени значительную часть территории Китая, основав там собственную династию под названием Юань, монгольские войска двинулись на запад. Этим умело воспользовался один из багдадских халифов, являвшийся соперником хорезмшаха Джелал Ад-Дина, и решивший привлечь монголов на свою сторону в попытке отвоевать Хорезм. Итогом противостояния стало поражение Джелал Ад-Дина и его последующее бегство в Индию. Иран всецело попал во власть монгольских захватчиков. В отношении культуры и искусства время правления Хорезмшахов отмечено подражанием сельджукскому искусству. Центром общественной и культурной жизни становится Хорезм.
1256-1335 гг. н.э.
Хулагуиды (ایلخانان) (1256-1335 гг. н.э.), как уже говорилось выше, будучи монголами по происхождению, без особого труда овладели большинством иранских земель. Хорезмшахи в лице сначала шаха Мухаммеда, а затем его сына Джалала Ад-Дина, бежавших из Хорезма, своим малодушием окончательно убедили внука Чингисхана Хулагу и его воинов в собственной победе, и привели к полному подчинению Ирана монголами. Другое название династии, под которым она известна в том числе и в самом Иране – Ильханы, что значит «властители» «властители племени» или «старшие». Просуществовав без малого 100 лет, держава, доставшаяся в управление Хулагу, включала в себя весь Иран, часть Азербайждана (прежде всего историческую область Ширван) и Турции . Значение последнего было так велико, что на определенном этапе столицей стал один из городов Восточного Азербайджана – Ирана, Тебриз. Именно Азербайждан при Хулагуидах являлся фактическим центром империи. Внешняя политика Хулагуидов состояла в быстром завоевании Ирана, продолжении наступления на Сирию, окончившегося неудачей. С распадом монгольской империи, Хулагуиды, оказавшись в оглаве полностью самостоятельного государства, включились в борьбу с Золотой Ордой, контролировавшейся другой ветвью потомков Чингисзана – Джучидами. На северо-востоке главным соперником стал Улус Чагатая, на западе – мамлюкский султанат. В культурном и экономическом плане эпоха Ильханов, вместо ожидаемого всеобщего разгрома, сопровождавшего походы монголов, для многих областей неожиданно принесла процветание и развитие. Одним из ярчайших, хотя далеко не единственным индикатором позитивного развития ремесла, искусства и торговли стала керамика особого свойства – кашинная. Будучи изобретенным в Египте, именно в Иране в середине XIII – второй половине XIV века производство сосудов с характерным золотистым под металл или же ультрамариновым с цветными эмалями покрытием достигало границ Древней Руси и западных окраин Восточной Европы. Культурное, экономическое и политическое значение высококлассной росписи, как и самих данных сосудов отмечено и в письменных источниках. Например, именно иранские чаши и кубки перечислены в числе даров египетского султана хану Золотой Орды. Последняя, кстати, была главным соперником Ильханов в борьбе за процветающие земли западного Ирана. В числе других сфер культуры, расцвет которых наиболее заметен и который зафиксирован именно во время правления Хулагуидов / Ильханов – живопись. С монголами с востока пришли и навсегда укоренились китайские традиции декора и техники рисунка. Большинство из нас при слове «персидская миниатюра» невольно представляют именно «китайский» ее вариант. Наряду с живописью и гончарством развивались также архитектура (увеличивалось количество исламских культовых сооружений). Заметных успехов достигла литература – в это время пишется, к примеру, известное сочинение Рашид ад-Дина под названием «Джами ат-Таварих».
1370-1507 гг. н.э.
Тимуриды (تیموریان) (1370-1507 гг. н.э.). Победоносное шествие Тимура вначале по Средней Азии, затем Персии и далее в сторону Кавказа, Золотой Орды и Восточной Европы в 1370-х годах затронуло в значительной степени и Иран. Со смертью «железного хромца», как еще называли Тимура, окончательно власть на всей территории в свои руки взял его внук Халиль-Султан. Еще большего удалось добиться Шахроху, объединившего все земли империи Тимура, раздираемые гражданской войной, начавшейся после смерти основателя династии. Владычество среднеазиатского тирана и его потомков продлилось в Иране вплоть до начала XVI века. Своеобразным антиподом кровожадности войск нового хозяина степей и прочих земель стал подлинный расцвет искусств. Наиболее заметно это на примере архитектуры и живописи. Шедевры архитектуры того времени, ставшие настоящим символом Востока и мусульманского средневековья, были сооружены в Самарканде, Герате, Тебризе. Великий Бехзад, средневековый мастер персидской миниатюры, основатель отдельного направления в искусстве, чьи работы до сих пор изучаются в искусствоведческих вузах Ирана и других стран, трудился в Герате и также в Тебризе. В культурном отношении эпоху правления Тимура и в особенности его потомков можно по праву считать «тимуридским ренессансом». Самые разные сферы культуры, получив покровительство правящих особ, стали интенсивно развиваться. Миниатюра, литература (в том числе и переводы биографии Тимура, суфийской поэзии и трактатов на персидский), астрономия (труды Улугбека) и многие другие направления науки и искусства выходят при Тимуридах на совершенной иной уровень.
1501-1736 гг. н.э.
Сефевидское государство (دولت صفویه) (1501-1736 гг.). Основателем государства был Исмаил I (1501-1524), глава шиитского суфийского религиозного ордена сефевийе. При помощи своих преданных последователей-членов ордена, тюрков-кызылбашей, он отбил у государства Ак-Коюнлу Азербайджан, в 1501 году объявил себя шахом и провозгласил шиизм государственной религией. За 10 следующих лет он сумел завоевать весь Иран и нанести тяжёлое поражение узбекам-Шейбанидам, постоянно совершавшим набеги на новорождённое государство. Конец его завоеваниям положила битва при Чалдыране в 1514 г., в которой кызылбаши были разбиты войсками османского султана Селима I. В дальнейшем именно Османы стали злейшими врагами Сефевидов: за время их правления произошло пять турецко-персидских войн. Наследник Исмаила, Тахмасп I, несмотря на внешние и внутренние (междоусобная борьба кызылбашских вождей) угрозы, за 52 года сумел сохранить державу от распада, распространить в ней шиизм и завязать дружественные отношения с ещё одной великой державой того времени – государством Великих Моголов. Но настоящего расцвета империя Сефевидов достигла при внуке Тахмаспа Аббасе I (1587-1629), на что указывает его прозвище – Великий. Ему удалось подчинить себе непокорных кызылбашских вождей, победить и узбеков, и Османов, вернув потерянные ранее земли, изгнать португальцев из Персидского залива, улучшить экономическую обстановку в стране, развить торговлю и наладить дипломатические отношения со странами Европы, в том числе Россией. При нём Сефевидское государство простиралось от Диярбакыра (сегодня Турция) на западе до Кандагара на востоке, и от Кавказа на севере до Багдада на юге. Наследие, оставленное Аббасом, позволило его потомках править Ираном ещё почти сто лет, периодически воюя с Османами, узбеками и Великими Моголами. Но потомки не смогли сравниться в величии с Аббасом и в начале XVIII в. упадок державы начал становиться заметным. Дошло до того, что в 1722 г. афганцы из племени гильзаев, восставшие против жестокого сефевидского наместника, без значительного сопротивления захватили столицу империи Исфахан и объявили о установлении своей династии. Впрочем, продержались они недолго: в 1729 г. Надир-хан, выступавший на стороне Сефевидов в изгнании, изгнал их из Ирана, а в дальнейшем стал шахом сам (1736-1747). Надир-шах тоже правил недолго, 11 лет, а после его смерти к власти пришла династия Зендов. Формально Сефевиды правили в разных частях Ирана вплоть до 1765 г., но реальной властью уже не обладали, находясь под контролем других правителей. Правление Сефевидов стало поворотной точкой в истории Ирана. С одной стороны, именно при них Иран стал шиитским, а шиизм стал частью идентичности Ирана. С другой стороны, именно при Сефевидах Иран оформился в тех границах, которые имеет и сегодня. Как и прочие монархи Ирана, Сефевиды активно покровительствовали разным искусствам. При этом в отличие от тех же Тимуридов они были больше заинтересованы в архитектуре и прикладном искусстве – литература на персидском языке в Сефевидском Иране скорее стагнировала, развиваясь в империи Великих Моголов в Индии. С приходом кызылбашской династии началась новая эра в иранской архитектуре, главное свидетельство которой – ставший при Аббасе столицей и полностью им перестроенный Исфахан с выдающимся ансамблем площади Накш-е Джахан. Дальнейшее развитие получило искусство персидской книжной миниатюры, чему помогли тимуридские мастера (в том числе Бехзад), бежавшие к Сефевидам после падения Тимуридской империи. Ярким примером этого искусства является «Шахнаме», созданная при шахе Тахмаспе. При Сефевидах также получило особую популярность искусство ковроткачества, превратившееся из работы племенных ремёсленников практически в национальную промышленность: персидские ковры стали известны и в Европе, и в Азии. Значительное число элементов сегодняшней иранской культуры появились именно при Сефевидах.
1753-1794 гг. н.э.
Зенды (سلسله زندیه) (1753-1794 гг. н.э.) – династия, правившая в Иране на протяжении в общей сложности сорока лет. Правление Зендов началось с договора между будущим основателем династии Мохаммадом Карим-Ханом и военачальником Али-Марданом. Желая возродить былое могущество Сефевидов, и видя себя во главе возрожденной державы, Карим-Хан, с помощью Мардана должен был стать регентом при малолетнем наследнике Исмаиле III, последнем прямом потомке Сефи Ад-Дина. С этой целью Карим-хан предпринял ряд завоеваний, присоединив Азербайджан и собрав вокруг себя все персидские земли. Исключением оставался северо-восточный регион, с центром в Хорасане. Расправившись с царствовашим там Надир-шахом, Карим-Хан захватил Хорасан, затем убил своего союзника Али-Мардана и стал единоличным правителем. Власть Карим-Хана сопровождалась относительно спокойным существованием населения на всей территории Ирана, вплоть до 1779 года. После смерти основателя династии, прочие представители Зендов устроили междоусобицу, которой немедленно воспользовались племена каджаров, возглавляемые Ага-Мохаммедом. Захватив Исфахан, а затем и столицу Зендов – Шираз, Ага-Мохаммед, путем военных побед и заговоров, расправился со всеми потомками Карим-Хана, последнего из которых – Лотф Али-шаха ослепили, лишили кистей рук и ступней ног, а затем публично повесили в Тегеране. В культурном отношении правление Зендов было малопримечательным, однако некоторые тенденции проследить вполне возможно. В их числе начавшееся подражание западному, европейскому искусству, достигшее пика уже при Каджарах. Карим-хан покровительствовал развитию архитектуры, перестроив Шираз после его захвата (во время его поравления были возведены базар и хамам Вакиля, а также крепость получившая имя Карим-Хана). Современный Иран сохранил память о правителях трехвековой давности. В Ширазе, Исфахане, Кермане, бывших главными центрами власти Зендов многие улицы носят имена тех или иных представителей династии.
1785-1925 гг. н.э.
Каджары (دولت علیّه ایران) (1785-1925 гг. н.э.) начинают приходить к власти в Иране в конце первой четверти 18 века, точнее - в 1725 году. Основатель династии – Ага Мухаммад-хан Каджар вел активную борьбу с Зендами, в результате чего оказался у них в плену, где провел большую часть жизни. После смерти Карим-хана бежал, после чего вернулся и захватил власть в стране. Основал Тегеран. При правителях династии Каджаров, среди которых наиболее яркими личностями, несомненно, являлись Фатх Али-шах и Насреддин шах-Каджар, границы Ирана приобрели форму, близкую к современной, и даже на несколько десятилетий были расширены за счет присоединения ближайших регионов Азербайджана, Армении и Дагестана. Позиции представителей династии поначалу были крепки на всей завоеванной территории. Тем не менее, это не спасло Каджаров от поражения в войне с Российской империей сначала в 1804-1813 гг., а затем и в 1826-1828 гг. Итогом первой русско-персидской войны стал Гюлистанский мирный договор 1813 года, по которому Персия признавала территториальные претензии России на часть территории современного Дагестана, Армении и Азербайджана. Контроль за более чем десятком мелких ханств в указанных регионах переходил к русским. Данное сокращение территории Ирана было подтверждено при заключении Туркманчайского мирного соглашения, и расширено за счет отхода к России Восточной Армении. Одним из самых заметных жестов внутренней политики стал окончательный перенос столицы в Тегеран, предпринятый из соображений безопасного отдаления от всех границ и по причине переориентирования развития экономики, и, в целом, инфраструктуры страны в ее восточную часть. Ближе к концу XIX – первому десятилетию XX века положение Каджарского Ирана на международной арене было не столь уверенным. Заметное влияние британцев, достигшее пика накануне Первой мировой войны, после ее окончания привело к формальному согласию Британской империи на независимость Ирана. На самом деле, попытки установления господства продолжались. Их неизбежным результатом стала смута в различных регионах и городах страны, например в Гиляне. Волнения вначале ослабили контроль иранских властей, но те успели собраться и взять под контроль всю страну. Наиболее заметные фигуры периода правления Каджаров – Музаффар ад-Дин, при котором возросла зависимость Ирана от России и Великобритании, но при этом развивалось искусство, в частности – появилось иранское кино. Наследний Музаффара ад-Дина, Мухаммад Али попытался предпринять контрреформы и отменить конституциональные реформы, принятые при Музаффаре и ограничивающие власть верховного правителя. Восстание конституционалистов в 1911 году положило конец правлению Мухаммеда Али. Ахмад-шах, взошедший после этого на престол, будучи 12-летним подростком, был слабым правителем. При нем по причине передела влияния между Россией, США и Великобританией произошел конфликт – в ответ на отказ смещать государственного казначея-американца, российские войска вошли в Тегеран и силой оружия подавили всяческое сопротивление. С началом Первой мировой войны Иран, придерживавшийся нейтралитета, не смогу удержать данную позицию по причине вторжения османов, сопротивляться которым до 1917 года удавалось при помощи русских войск. После ухода последних из страны, османы подчинили себе почти весь Азербайджан и удерживали его вплоть до конца войны. Последним годом правления Каджаров стал 1925-й, к этому моменту держава оформилась как более-менее единое государство, с персидским языком в качестве государственного, что было немаловажным внутриполитическим фактором. Однако объединение страны являлось не заслугой Каджаров , а скорее итогом деятельности реза-Хана, появившегося на политической арене в начале 1920-х гг. Заключительный этап правления Каджаров в политическом плане прошел под полным доминированием англичан, в определённый момент контролировавшим всю страну. Это вызвало недовольство народных масс, грозившее вылиться в переворот. В 1921 году Реза-Хан, получив поддержку англичан, опасавшихся установления коммунизма в Иране, возглавил очередное восстание, и захватил власть в стране. Получив пост премьер-министра через два года после переворота, в 1925 году Реза-хан был провозглашен шахом Ирана. Эпоха Каджаров завершилась. Говоря о культуре и общественной жизни того времени, пожалуй, главным изменением, назревавшим давно, но сложившимся только во второй половине XIX – начале XX веков, стала неизменно большая широта приемов, сюжетов, жанров искусства. Во многом это стало возможным благодаря наметившемуся курсу на светскость и снятие, пусть и частичное, строгих канонов ислама в отношении, например, изобразительного искусства. Наиболее ярко это проявилось в живописи. Частые поездки иранских мастеров во Францию и Италию, знакомство с шедеврами европейских художников отразились в большей пластичности собственно персидских образов и сюжетов. Изображения иранских шахов и влиятельных особ, сохранив узнаваемые черты восточной миниатюры, одновременно стали напоминать парадные портреты западноевропейской знати эпохи позднего Ренессанса. Не последнюю роль в развитии искусства Ирана сыграла недавно изобретенная фотография. Значительное западное влияние на Иран во время правления династии Каджаров коснулось также наук и в целом образования. Один из первых классических университетов под названием Дар ал-Фунун был открыт в Тегеране в 1851 году. Одним из самых заметных культурных феноменов эпохи стала архитектура. Большая часть старинных зданий (купеческие дома, караван-сараи, хамамы, мечети и др.), сохранившихся в Иране по настоящее время, были построены при Каджарах. Будучи украшенными самыми разнообразными техниками, включая всемирно известные изразцы, эти постройки по праву считаются одним из ярчайших проявлений материальной культуры Ирана Нового времени. Изменилась и литература – появилось больше произведений в нехарактерных ранее жанрах – реализм и социальная тематика. Доля участия женщин в культурной жизни заметно возросла.
1925-1979 гг. н.э.
Пехлеви (دودمان پهلوی) (1925-1979 гг. н.э.) или Шаханшахское Государство Иран возникло по причине целого ряда предпосылок, в числе которых была Конституционная революция 1905-1911 годов, и последовавшая за ней новая смута. Неспокойное время дало повод основателю династии Реза-хану перейти к активным действиям по взятию ситуации под свой контроль в 1925 году. Решительные меры включали военный захват Тегерана, свержение Ахмад-шаха Каджара, последнего представителя одноименной династии. Прироста территории при правлении Реза-хана, как это было при Каджарах, не произошло. Иранское государство окончательно оформилось в том виде и в тех границах, которые известны нам в настоящее время. Укрепившись в статусе законно избранного правителя, Реза-хан активно занялся устройством вверенного ему государства, как на внутри-, так и на внешнеполитическом уровнях. В первом случае он предпринял шаги к модернизации промышленности и переподготовке профессиональных кадров всех сфер жизнедеятельности государства, в том числе и путем повышения их квалификации в европейских университетах. Шах также провел юридическую реформу, введя гражданский и уголовный кодексы, но оставив контроль частной жизни религиозным общинам, на основе исламских законов. При Реза-хане прошла индустриализация страны, вся страна была объединена сетью железных и автомобильных дорог. Учрежден национальный банк, контролировавший хождение и обмен валюты в стране. Одновременно с демократическими преобразованиями, Реза-хан фактически лишил власти парламент, подчинив его себе. Ближе к концу стиль правления шаха стал похож на деспотизм, многие советники и реформаторы были казнены. Внешнеполитический курс на открытость по отношению к Западу, однако, не помог избежать внешнего давления уже перед началом Второй мировой войны. В целях недопущения Германии к иранским нефтяным ресурсам 25 августа 1941 года, при непосредственном участии СССР, Великобритании и Австралии, был дан старт иранской операции, носившей кодовое название «Согласие». Итогом непродолжительных боевых действий, проводившихся при слабом сопротивлении со стороны иранского правительства вплоть до 17 сентября 1941 года, стала частичная оккупация Ирана. Политическим результатом активных действий британских войск и армии СССР, вторгшихся в Иран, стал уход Реза-шаха с поста первого лица государства, после чего вся полнота полномочий перешла к его сыну Мохаммеду Реза Пехлеви. Мохаммед Реза продолжил развивать курс на сближение с Западом, что проявлялось во множестве аспектов, наиболее «заметным» из которых в глазах консервативной исламистской оппозиции являлось установившееся равноправие женщин и мужчин, равно как и отход от других традиционных исламских канонов и принципов внутренней и внешней политики. Недовольство политикой второго и последнего шаха Пехлеви подогревалось такими внутриполитическими ограничениями, как установление однопартийной системы и передача самого широкого круга силовых полномочий в руки шахской гвардии. В 1963 году случилась так называемая Белая революция, представлявшая собой комплекс политических и социально-экономических реформ, включая распределение земли между крестьянами, приватизацию госкомпаний, предоставление женщинам права голоса на выборах, введение антикоррупционных законов и многое другое. Кажущаяся позитивность реформ на деле обернулась социальными потрясениями. К примеру, от сельскохозяйственных изменений выиграли только зажиточные фермеры и землевладельцы. Обычные крестьяне, не получив ничего, массово перемещались в города, оставаясь там безработными. Духовенство, будучи отстраненным от сфер образования и семейного права, также выражали недовольство. Арест Сейида Рухоллы Хомейни в 1963 году спровоцировало многолюдные протесты по всей стране. Недовольство росло, подкрепляемое неэффективной экономической политикой шаха (неверный выбор в пользу перераспределения доходов от продажи нефти сугубо в пользу военных нужд, неуместные траты на церемониал и поддержку монархий в странах-соседях по Персидскому заливу и т.д.), жесткой политикой по отношению к оппозиции и религиозным лидерам и многим другим. В 1978-1979 гг. протесты и митинги вспыхнули вновь, вылившись в Исламскую революцию, покончившую с властью Мохаммеда Резы. В культурном плане жизнь в Иране времен Пехлеви отмечена следующими достижениями – доступность образования, создание иранского кинематографа, расцвет живописи, по прежнему испытывавшей сильное европейское влияние. Схожая тенденция наблюдалась и в отношении литературы, но недолго. Вначале появились новые, все более смелые для иранского общества жанры (социальный роман), а затем, после переворота и прихода к власти Мохаммеда Резы, художественные произведения иранских авторов стали носить все более протестный и антиколониальный характер (возражая против засилья Советского Союза, воспринимавшихся как колонизаторы). Все более громко звучащий голос религиозной оппозиции спровоцировал «возрождение» исламских канонов в искусстве и культуре, окончательно закрепленных революцией 1979 года.

История Ирана разделена на периоды правления царств и династий. Более подробное описание каждого периода представлено в соответствующем разделе.

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.

Услуги в Иране