Аббасиды

Аббасиды, происхождение второй (после Омейядов) династии арабских халифов. История Ирана при Аббасидах. Свержение Аббасидов повлекло за собой смену одной династии за другой.

750/751-1258 гг. н.э.

Аббасиды (خلافت عباسی) (750/751 – 1258 гг. н.э.), пришедшие к власти после Омейядов в 750/751 гг. году н. э., держали власть в своих руках несколько столетий, последний представитель династии ушел из жизни в конце 13 века н. э. В границы аббасидского (багдадского) халифата входили Средняя и Центральная Азия, Египет и северо-запад Африки, Иран, отдельные регионы Индии. История Ирана при Аббасидах представляла собой многочисленные войны, главной целью которых была попытка остановить децентрализацию халифата, начавшуюся при их предшественниках. В числе плеяды правителей наиболее знамениты Абу Джафар Аль-Мансур, перенесший столицу страны в недавно отстроенный при его покровительстве Багдад, на многие столетия ставший воплощением восточного города, и поныне у многих ассоциирующийся с исламской культурой. Второй персоной, несомненно, заслуживающей внимания, был халиф Харун Ал-Рашид (هارون الرشيد), правивший в 786-809 годах н. э. Правление Харуна по праву считается если не «золотым веком ислама», то как минимум его началом. Родиной легендарного правителя, известного многим по сказкам «Тысячи и одной ночи» являлся иранский город Рей. Хотя с политической точки зрения правление Харуна Ал-Рашида нельзя назвать стабильным из-за постоянной борьбы за власть и сепаратизма, с культурной и экономической стороны это период наибольшего могущества мусульман с момента их появления и до конца 1-го тысячелетия н. э. О влиянии халифа и его авторитете среди приверженцев ислама красноречиво говорит его прозвище, в переводе с арабского трактуемое как «праведный» или «справедливый».

Говоря о политике государства в целом, следует упомянуть о продолжении борьбы с Византией. Внутри страны, придя к власти на волне анти-омейядских настроений и возросшей популярности шиизма, Аббасидам на определенном этапе пришлось самим бороться с мятежниками-шиитами. Внутренние процессы сопровождались увеличением персидского влияния в органах самоуправления.

В качестве примера, характеризовавшего уровень развития культуры при Аббасидах назовем «Дом мудрости» - своего рода академия, в которой на арабский были переведены греческие, сирийские и среднеперсидские книги. Таким образом, арабский мир ближе познакомился с лучшими образцами античной культуры.

Свержение Аббасидов повлекло за собой смену одной династии за другой, что неизменно сопровождалось сокращением территории халифата, от которого постепенно отпали египетские владения, вслед за ними Испания и Сицилия, сократилась также и сфера влияния на восточной окраине. Относительно коротким правлением отличились правители, принадлежащие к Тахиридам, Саффаридам, Саманидам, Саджидам, Саларидам, Раввадидам, Гилитамитам, Джустанидам, Зияридам, Буйидам. Буйиды стали последними правителями халифата, чья власть распространялась и на Иран. В последнем в это время также наблюдается развитие ремесел и искусства, в частности архитектуры. Пятничная мечеть в Исфахане была заложена при Буйидах, а именно - в конце VIII века н. э.

< Предыдущая статья / Следующая статья >

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.