227-651 гг. н.э.
Сасаниды (شاهنشاهی ساسانی) стали первой династией, правившей в числе прочих владений и иранскими землями, и существовавшей хронологически на рубеже эпох древнего мира и средневековья. Представители Сасанидов унаследовали трон парфянских царей, правивших Ираном лишь номинально, после падения власти последнего парфянского правителя Артабана. Ардашир (اردشیر), одержавший победу над парфянами, стал во главе новой империи со столицей в городе Эстахр (استخر). Впоследствии столицей стал Ктесифон. История сасанидской империи знала много славных имен царей, самым известным из которых по праву считается Хосров II (خسرو). При Хосрове объединяются территории, которые в Истории Ирана формируют наиболее обширные владения, включившие в себя, помимо всей современной территории Ирана еще и Ирак, а также Египет. Сасанидские цари покровительствовали наукам и искусству, одним из самых знаменитых проявлений которого стали шедевры, изготовленные из металла – серебряные, электровые и золотые блюда, кубки и ритоны с рельефной чеканкой, изображавшей сюжеты персидских легенд и мифов. Зачастую персонажами этих легенд становились сами правители, чьи изображения «вписывались» в пространство мифических сюжетов на блюдах. К числу ярких примеров материальной культуры следует отнести сасанидские рельефы и росписи, украшавшие архитектуру.
Династия Сасанидов, равно как и империя, прекратила свое существование в начале второй половины I тысячелетия н. э., а именно в 650-651 годах. Последний из правителей династии не смог обеспечить свою власть на всей территории страны, по сути, контролируя лишь отдельные области. После давления изнутри, и нападок со стороны арабов извне случился крах державы, и одновременно начавшееся арабское завоевание дало старт продолжающемуся до сих пор исламскому периоду в истории Ирана. Принятие ислама означало произошло одновременно с наметившимся в обществе отходом от зороастризма, исповедовавшегося в персидских землях тысячелетиями. Одна из древнейших религий не исчезла полностью, но существенно сдала свои позиции.1370-1507 гг. н.э.
Тимуриды (تیموریان) (1370-1507 гг. н.э.). Победоносное шествие Тимура вначале по Средней Азии, затем Персии и далее в сторону Кавказа, Золотой Орды и Восточной Европы в 1370-х годах затронуло в значительной степени и Иран. Со смертью «железного хромца», как еще называли Тимура, окончательно власть на всей территории в свои руки взял его внук Халиль-Султан. Еще большего удалось добиться Шахроху, объединившего все земли империи Тимура, раздираемые гражданской войной, начавшейся после смерти основателя династии. Владычество среднеазиатского тирана и его потомков продлилось в Иране вплоть до начала XVI века. Своеобразным антиподом кровожадности войск нового хозяина степей стал подлинный расцвет искусств. Наиболее заметно это на примере архитектуры и живописи. Шедевры архитектуры того времени, ставшие настоящим символом Востока и мусульманского средневековья, были сооружены в Самарканде, Герате, Тебризе. Великий Бехзад, средневековый мастер персидской миниатюры, основатель отдельного направления в искусстве, чьи работы до сих пор изучаются в искусствоведческих вузах Ирана и других стран, трудился в Герате и также в Тебризе. В культурном отношении эпоху правления Тимура и в особенности его потомков можно по праву считать «тимуридским ренессансом». Самые разные сферы культуры, получив покровительство правящих особ, стали интенсивно развиваться. Миниатюра, литература (в том числе и переводы биографии Тимура, суфийской поэзии и трактатов на персидский), астрономия (труды Улугбека) и многие другие направления науки и искусства выходят при Тимуридах на совершенной иной уровень.