Сефевиды

Происхождение династии Сефевидов. Основатель династии и правители государства Сефевидов. Расцвет империи Сефевидов. Экономика и торговля во времена правления Тахмаспа Аббасе I (1587-1629) и формирование границ Ирана.

Государство Сефевидов

1501-1736 гг. н.э.

Государство Сефевидов (دولت صفویه) (1501-1736 гг.). Основателем государства был Исмаил I (1501-1524), глава шиитского суфийского религиозного ордена сефевийе. При помощи своих преданных последователей-членов ордена, тюрков-кызылбашей, он отбил у государства Ак-Коюнлу Азербайджан, в 1501 году объявил себя шахом и провозгласил шиизм государственной религией. За 10 следующих лет он сумел завоевать весь Иран и нанести тяжёлое поражение узбекам-Шейбанидам, постоянно совершавшим набеги на новорождённое государство. Конец его завоеваниям положила битва при Чалдыране в 1514 г., в которой кызылбаши были разбиты войсками османского султана Селима I. В дальнейшем именно Османы стали злейшими врагами Сефевидов: за время их правления произошло пять турецко-персидских войн. Наследник Исмаила, Тахмасп I, несмотря на внешние и внутренние (междоусобная борьба кызылбашских вождей) угрозы, за 52 года сумел сохранить державу от распада, распространить в ней шиизм и завязать дружественные отношения с ещё одной великой державой того времени – государством Великих Моголов. Но настоящего расцвета империя Сефевидов достигла при внуке Тахмаспа Аббасе I (1587-1629), на что указывает его прозвище – Великий. Ему удалось подчинить себе непокорных кызылбашских вождей, победить и узбеков, и Османов, вернув потерянные ранее земли, изгнать португальцев из Персидского залива, улучшить экономическую обстановку в стране, развить торговлю и наладить дипломатические отношения со странами Европы, в том числе Россией. При нём Сефевидское государство простиралось от Диярбакыра (сегодня Турция) на западе до Кандагара на востоке, и от Кавказа на севере до Багдада на юге. Наследие, оставленное Аббасом, позволило его потомках править Ираном ещё почти сто лет, периодически воюя с Османами, узбеками и Великими Моголами. Но потомки не смогли сравниться в величии с Аббасом и в начале XVIII в. упадок державы начал становиться заметным. Дошло до того, что в 1722 г. афганцы из племени гильзаев, восставшие против жестокого сефевидского наместника, без значительного сопротивления захватили столицу империи Исфахан и объявили о установлении своей династии. Впрочем, продержались они недолго: в 1729 г. Надир-хан, выступавший на стороне Сефевидов в изгнании, изгнал их из Ирана, а в дальнейшем стал шахом сам (1736-1747). Надир-шах тоже правил недолго, 11 лет, а после его смерти к власти пришла династия Зендов. Формально Сефевиды правили в разных частях Ирана вплоть до 1765 г., но реальной властью уже не обладали, находясь под контролем других правителей. Правление Сефевидов стало поворотной точкой в истории Ирана. С одной стороны, именно при них Иран стал шиитским, а шиизм стал частью идентичности Ирана. С другой стороны, именно при Сефевидах Иран оформился в тех границах, которые имеет и сегодня. Как и прочие монархи Ирана, Сефевиды активно покровительствовали разным искусствам. При этом в отличие от тех же Тимуридов они были больше заинтересованы в архитектуре и прикладном искусстве – литература на персидском языке в Сефевидском Иране скорее стагнировала, развиваясь в империи Великих Моголов в Индии. С приходом кызылбашской династии началась новая эра в иранской архитектуре, главное свидетельство которой – ставший при Аббасе столицей и полностью им перестроенный Исфахан с выдающимся ансамблем площади Накш-е Джахан. Дальнейшее развитие получило искусство персидской книжной миниатюры, чему помогли тимуридские мастера (в том числе Бехзад), бежавшие к Сефевидам после падения Тимуридской империи. Ярким примером этого искусства является «Шахнаме», созданная при шахе Тахмаспе. При Сефевидах также получило особую популярность искусство ковроткачества, превратившееся из работы племенных ремёсленников практически в национальную промышленность: персидские ковры стали известны и в Европе, и в Азии. Значительное число элементов сегодняшней иранской культуры появились именно при Сефевидах.

< Предыдущая статья / Следующая статья >

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.