Дворец Голестан

Дворец Голестан, достопримечательности Ирана

Дворец Голестан – одна из самых притягательных достопримечательностей Тегерана. Он расположен в центре города на территории крепости-арг, заложенной еще при Сефевидах в XVI веке. По достоинству оценил это место и основатель династии Зандов Карим-хан (прав. 1763-1779). Однако наиболее активное строительство пришлось на эпоху Каджаров (1795-1925) – самобытной династии, определившей положение Персии на мировой арене, а также экономическое и культурное развитие страны на годы вперед. Во дворце Голестан нашли отражение все основные тенденции этой противоречивой эпохи: жажда блеска и роскоши, стремление подражать европейскому, но не терять национальную идентичность. Доступная сейчас для просмотра часть комплекса не в полной мере передает его исходный размах: во времена последней иранской династии Пехлеви (1925-1979) многие здания дворца Голестан были снесены, а другие – частично перестроены.

Территория Дворца Голестан включает ряд отдельных зданий и обширный сад. В основе его планировки лежит традиционный для Персии принцип регулярного сада «чахар-багх» (перс. «четыре сада»). Его суть заключается в разбивке участков пространства на четыре прямоугольных или квадратных сектора с помощью дорожек, каналов с водой, бассейнов и фонтанов. Посетители дворца Голестан обычно идут по часовой стрелке, огибая сад и наслаждаясь архитектурой дворца. Каждое из его помещений интересно по-своему, хотя все они выстроены в узнаваемом персидском стиле: чередование глубоких арочных ниш-айванов и закрытых залов, обилие зеркальной мозаики в интерьерах и многоцветье изразцов на фасадах.

Мраморный тронный зал Дворца Голестан, Тахт-е-Мармар

Первым, исторически и церемониально ключевым зданием дворца Голестан является Тахт-е-Мармар (Мраморный тронный зал), который посетители видят, огибая длинный бассейн. Место было выбрано как тронное еще в 1759 году Карим-ханом Зандом. Это одно из старейших зданий, сохранившихся до сих пор во дворце.

Открытая, украшенная зеркальной мозаикой (айне-кари) арочная терраса, на которой стоит трон – это традиционный для архитектуры персидского дома зал для приемов, талар. В данном случае талар-е-салам, зал приветствия. Церемониальная традиция «встречи» правителя с просителями, истоки которой восходят ко временам Ахеменидов, не потеряла своего значения и в XIX в. Интересна история трона, ведь именно он дал настоящее название месту. Изначально для проведения встречи использовался Павлиний трон. Вдохновителем его формы и убранства был трон индийских шахов, привезенный после захвата Дели в 1739 году. Его каждый раз выносили на веранду, что не могло не влиять на сохранность деревянной основы. Поэтому второй представитель рода Каджаров, Фатх-Али-шах (прав. 1797–1834), правление которого стало временем формирования «каджарского бренда» в искусстве и истории, приказал изготовить новый трон, не требующий перемещений.

Проект трона для дворца Голестан подготовил первый придворный художник (наккаш-баши) Каджаров, Мирза Баба. Сам трое вырезали исфаханские мастера из алебастра. Трон поддерживают ангелы и демоны, ступени основания обрамляют фигуры львов. Композиция отсылает к легенде о троне Соломона, который в мусульманской традиции переносили с места на место джинны. Трон – редкий образец исламской скульптуры. На его платформе был предусмотрен фигурный резервуар для розовой воды. Не менее роскошно украшена и ниша талара. В ней находятся два зеркала, подаренные Фатх-Али-шаху русским императором

Веранда Карим Хан Нук во дворце Голестан

На углу того же здания дворца находится украшенная изразцами веранда Карим Хан Нук (Халват-е-Карим Хани). Это малая часть постройки 1759 г., которая служила резиденцией Карим-хан Занда. Когда-то посреди террасы был пруд с фонтаном, который связывался с дворцом посредством желобков. Любовь к журчащей воде – характерная особенность персидского садово-паркового искусства. По воспоминаниям современников, небольшую веранду дворца Голестан очень любил Насир ад-Дин-шах Каджар (прав. 1848-1896). Благодаря его вкусам и усилиям дворец получил современный облик. Большой любитель курить кальян, шах часто уединялся на веранде, и, как считается, дал ей второе название «халват», то есть «уютный уголок». По судьбоносному стечению обстоятельств, именно здесь сейчас выставляется его беломраморное надгробие с портретом. Шахи Ирана стремились подражать своим далеким предшественникам-Ахеменидам, запечатлевая себя в камне. На эту тенденцию повлияло увлечение древностью и археологией.

Галерея иранской живописи во дворце Голестан, Негар хане

Следующее помещение дворца – Негар хане (Галерея иранской живописи) – открывает зону музейных пространств. В них находятся произведения искусства Персии и европейских стран. Негар-хане полностью посвящена коллекции персидской станковой живописи. Она условно делится на две тематические и временные части и демонстрирует эволюцию и развитие стиля на протяжении XIX в. В южной зоне выставлена раннекаджарская живопись таких художников, как Мирза Баба, Михр Али, Абу ал-Хасан Гаффари, более известный под титулом Сани ал-Мулк («Творец государства»). Феномен персидской станковой живописи XIX в. самобытен. Эта живопись строится на экзотическом сочетании европейской техники, знании светотени, перспективы и искусства портрета с любовью к чрезмерной декоративности, детализации, обилию украшений и роскоши убранства, свойственных персидской миниатюре. В раннекаджарский период, при Фатх-Али-шахе, получил особенное значение портрет правителя. Он стал необходимой составляющей дипломатических даров. Северный зал, место пребывания гвардии во времена Пехлеви, после реконструкции содержит работы мастеров позднекаджарского стиля, из которых особенно выделяется Мухаммад Гаффари (1847–1940). Бывший придворный художник Насир ад-Дин-шаха, обучавшийся в Европе, он получил известность под дарованным ему титулом Камал ал-Мулк («Совершенство государства»). Работы мастера показывают окончательный переход персидской живописи в русло реалистического искусства в духе передвижников.

Зал приёмов дворца Голестан, Талар-е-Салам

Следующий блок дворца Голестан включает в себя центральную двухэтажную зону – зал приемов (Талар-е-Салам), знаменитый зеркальный зал и ряд других помещений. Эти помещения – музейный комплекс, демонстрирующий богатые дары европейских монархов.

Считается, что идея строительства музейного зала была высказана Насир ​​ад-Дин-шахом. Она появилась после посещения шахом европейских музеев и галерей. Шах стал первым персидским правителем, который посетил Европу и Россию в 1873, 1878 и 1889 годах. Многое из увиденного настолько понравилось монарху, что он стремился перенести это в Иран. Так произошло с музейным залом дворца Голестан, удивительно светлым и просторным для традиционной архитектуры региона. Высокий свод держат арки на широких столбах, украшенные тонкой лепниной в европейском стиле. Освещение от люстр бликует в зеркальной мозаике. Только разноцветная керамическая плитка на полу напоминает, что посетитель находится в иранском интерьере.

Располагающийся рядом с ним зеркальный зал дворца Голестан знаменит благодаря полотну придворного мастера Камал ал-Мулка. Он изобразил роскошный интерьер и камерный портрет Насир ад-Дина, сидящего у окна (само полотно находится в соседнем Зале приемов). Зал ранее вмещал главные сокровища монархов: Павлиний трон и корону Киани, которую иногда величают «Жемчужной». Изготовленная для коронации шахов, она меняла дизайн в зависимости от правителя. Первый вариант появился еще при Зандах, а окончательный вид она получила при Фатх-Али-шахе. Последний вариант включает 300 изумрудов, 1500 шпинелей, 1800 жемчужин и сотни бриллиантов. Сейчас в экспозиции представлена ее копия, а оригинал хранится в Национальном банке Ирана.

Находящиеся здесь помещения музея включают ряд важных для персидской истории сокровищ, а также коллекции, подаренные каджарским шахам европейскими монархами. Из предметов первой группы интересны вещи, принадлежащие персидским правителям. Например, шлем шаха Исмаила, основателя династии Сефевидов (1501-1736), лук и стрелы Надир-шаха Афшара (прав. 1736-1747), чей поход на Дели обеспечил персидскую сокровищницу бриллиантами, изумрудами и рубинами, а также корона Ака-Мухаммад-хана, основателя династии Каджаров, и нарукавник Фатх-Али-шаха. Во Дворце Голестан находится коллекция европейского фарфора: сервизы с изображениями сражений наполеоновской армии, подарки Вильгельма II, королевы Виктории и Николая I.

В отдельном помещении Хауз Хане (Комната с бассейном) хранится коллекция портретов правителей XIX века. Здесь можно встретить портреты Александра III, малахитовый сервиз которого выставлен по соседству, и других русских и европейских монархов. Изначальное назначение комнаты – быть местом прохлады и своеобразным распределителем водной системы охлаждения дворца. Сейчас система не поддерживается, так как влага может нанести вред полотнам.

В находящемся рядом Блестящем зале (Талар-е-Берилиан) использованы зеркальное стекло и мерцающие люстры. Эта постройка сменила Хрустальный зал начала XIX в. Позже, в эпоху Пехлеви, зал использовался для приема официальных гостей двора.

Здание Шамс ал-Эмарат во дворце Голестан

Главной «визитной карточкой» дворца Голестан стало здание Шамс ал-Эмарат («Особняк солнца»), построенное по приказу Насир ад-Дин-шаха. Увлеченный включением европейского в градостроительство, Насир очень многое делал для усовершенствования Тегерана. Он также хотел любоваться результатами своих трудов. По его задумке, из нового пятиэтажного дворца должен был открываться вид как в сад, так и на оживленную улицу и панораму малоэтажного в то время города.

Фасад здания на долгие годы стал символом не только Голестана, но и самой каджарской столицы. Две квадратные башни, каждая с двухэтажной террасой, завершаются крытыми павильонами. Между ними на крыше возвышается небольшая башня с часами. Нижний этаж выходит во двор открытым залом-таларом в технике зеркальной мозаики. Его прикрывают два высоких окна, над которыми видны изображением солнца и льва – государственного символа Каджаров. Внешние стены дворца облицованы плиткой, созданной в момент взлёта керамического производства, произошедшего в период правления Каджаров. Сочный лимонный, ярко-голубой и густой розовый – три цвета, которые доминируют во внешнем облике. Помимо цветущих кустов и фантастических букетов, декор включает плитки с пейзажами на европейский манер

Основные приемы проходили на первом этаже, который сейчас открыт для посещения. Покои шаха находились на втором этаже, там же хранились французские ковры и механические часы с павлинами – подарок королевы Елизаветы.

Дворец Эмарат-е-Бадгир в комплексе Голестан

По соседству возвышается дворец Эмарат-е-Бадгир. Его дополняют четыре башни с воздушными каналами, называемые бадгир – «ловец ветра». Эта инженерная находка была известна в Иране с древности. Она заключалась в вентиляции помещений и обеспечении циркуляции воздуха таким образом, что горячий воздух не задерживался в помещении, а прохладный, напротив, создавал свежесть. Помимо инженерного, башни, безусловно, производили и эстетический эффект, так как возвышались над горизонталью зданий, создавая эффект стремящихся ввысь минаретов. Бадгиры дворца Голестан выложены цветной плиткой и увенчаны золотыми куполами. Они придавали праздничность облику здания. Сам дворец состоит из центрального зала, двух боковых комнат и бассейна в цокольном этаже.

Покои дворца украшены зеркальным декором с включением росписи, сложной мозаикой на стенах и потолках, живописными медальонами; пол покрыт полихромной плиткой, спиралевидные колонны украшены тонкой росписью. В покоях находятся большие окна-орси с витражным рисунком

Летний павильон Акс Хане во дворце Голестан

Летний павильон Акс Хане изначально предназначался для отдыха в прохладе. После проведенной реставрации стал использоваться как музей фотографии каджарского времени. Султан Насир ад-Дин увлекался фотосъёмкой с юности, получив тогда в подарок аппаратуру от Николая I или королевы Виктории. Учился у европейских мастеров, в зарубежных путешествиях, не пропускал случая посетить мастерскую знаменитого фотографа или попозировать. Его придворным мастером в Иране стал Анатолий Севрюгин, но и сам шах не отставал – его знаменитые, иногда курьезные и откровенные фотографии гарема постоянно вызывают споры в сети на предмет подлинности. Экспозиция музея располагает фотоработами самого шаха и других мастеров, а также фотографической техникой. Феномен каджарской фотографии в последние годы известен в мире. Он вдохновляет не только исследователей, но и художников, на подражания и стилизации.

Талар-е-Алмас во дворце Голестан

Небольшой Талар-е-Алмас интересен тем, что относится к наиболее ранним зданиям комплекса: он был построен при Фатх-Али-шахе. Здание получило такое название за характерную зеркальную декорацию. Отличительной чертой этого зала являются стрельчатые арочные ниши, декорированные сложными конструкциями-мукарнасами (т.н. «сотовыми сводами» или «сталактитами») которые в данном случае покрыты зеркалами. Зеркала дробятся сверкают под разным углом, улавливая свет, идущий из высоких окон с цветными витражами. В зале выставлены предметы эпохи Фатх-Али: несколько его портретов, оружие. В цокольном этаже здания сейчас располагается музейное кафе.

Белый дворец комплекса Голестан, Ках-е-Абяз

Заключительным пунктом прогулки посетителей по дворцу Голестан обычно становится «Белый дворец» (Ках-е-Абяз), самая поздняя постройка комплекса.

Здание возвели в последние годы правления Насир ад-Дин-шаха в 1883 г. для хранения коллекции подарков, присланных ему Османским султаном. Центральный зал должен был вмещать большой турецкий ковер, стены украшали портреты европейских монархов. Здание объединяет в себе черты европейского стиля, выраженные и в оформлении фасадов, и в интерьере здания, но по своей планировке соответствует персидской модели садового дворца, выходя обеими верандами на две стороны регулярного сада. Название дворец получил благодаря включению в декор белого мрамора и штукатурки.

Дворец Голестан сегодня

Здание дворца Голестан в Тегеране много лет выполняло административные функции, было кабинетом премьер-министров, принадлежало министерству культуры, а затем превратилось в Этнографический музей. В свойственной для иранских музеев наглядной манере в залах представлены сцены быта, изделия народных промыслов, музыкальные инструменты. В музее собрана наиболее обширная в Иране коллекция народного костюма из разных регионов и провинций страны. Народные костюмы принадлежат разным социальным и религиозным группам. Коллекция показывает разнообразием форм и вариантов одежды в Иране. Исходя из требований к дресс-коду в современном Тегеране, вряд ли можно представить их без знаний о прошлом Персии

Дворец Голестан – очевидная, но недооцененная часть иранской истории. Он часто удостаивается лишь беглого осмотра, в то время как хранящиеся там сокровища могут рассказать многое не только о культуре Персии XIX в., но и об истории многих западных держав, а также царской России.

Поделиться

Хочу сюда поехать
Дворец Голестан

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.

Достопримечательности Тегерана: