Персеполис, достопримечательности Ирана

Персеполис — древний город на территории Ирана, расположенный в 55 километрах к северо-востоку от Шираза. Его история началась более 2500 лет назад. Сегодня оставшиеся здания Персеполиса, а именно дворцы Дария I и Артаксеркса III, зал Трипилон и Зал ста колонн, фундаменты сокровищницы и жилых помещений, внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Имена Персеполиса

У этого города много названий: Парса, Тахт-е Джемшид, Садестун, Чехель Менар. В России он известен как Персеполис или Персеполь. Это греческое слово (Περσέπολις) переводится как «город персов». Другое название, Парса, засвидетельствовано в надписях у входа в портик — крытую галерею с колоннами, прилегающую к одному из зданий города. Историк Ксенофонт в своих произведениях называл город Персай. Позднее Персеполис также именовали Фарс или Парс.

После проведения археологических раскопок Персеполиса в 30-годах прошлого века это место начали называть Тахт-е Джамшид (трон Джамшида). Люди верили, что руины Персеполиса – это остатки дворца мифического персидского царя Джамшида, построенного дивами (злыми духами). В настоящее время в Иране Тахт-е Джамшид – официальное название этого исторического памятника.

Создание Персеполиса и его значение для Персидской империи

Персеполис – комплекс, состоящий из нескольких царских дворцов. Он был создан при империи Ахеменидов – государстве, объединившем весь Ближний Восток и Среднюю Азию. Строительство Персеполиса началось в 518 году до н.э. при Дарии I. Вступив на престол, он решил создать новую столицу на понравившейся ему плодородной и защищенной горами местности. Однако царю не удалось увидеть город в завершенном виде. Строительство дворцов продолжалось при его потомках еще более одного столетия. Некоторые здания так и не были закончены.

Предназначение Персеполиса и значение города для империи Ахеменидов продолжает вызывать споры. По одной из версий, этот город был церемониальной столицей. Его строили специально для проведения Новруза (праздника Нового года по солнечному календарю), а также различных приемов, парадов, богослужений. Такой вывод можно сделать благодаря надписям и барельефам на стенах зданий города. Например, на одной лестнице, ведущей во дворец Ападана, можно увидеть изображение процессии: представители 23 народов делают подношение царю по случаю Нового года. Также там находятся рельефы с изображением шествия армии и восхождения на трон, а также рельеф со львом, пожирающим быка, – символом смены года в зороастризме.

Персеполис точно не был политической столицей. Отдаленное расположение города возле горы Кух-и Рахмат не подходило для управления империей. Поездка в Персеполис была почти невозможна в сезон дождей персидской зимы, когда тропы превращались в грязь, поэтому он мог использоваться лишь в весенние и летние периоды. Правление империей же осуществлялось из Суз, Вавилона или Экбатаны в зависимости от времени года. Также существует мнение, что Персеполис предназначался для объединения многонациональной и многоконфессиональной империи. Попадая в город, люди видели повторяющиеся рельефы, которые восхваляли власть и могущество царя и утверждали равенство народов.

Дворцы были построены на огромной монолитной плите. Строители расположили здания таким образом, чтобы они выполняли функцию солнечных часов. К сожалению, дворцовый комплекс Персеполиса сильно пострадал после сожжения. Он включал в себя массу построек: дворец Ападана, Стоколонный зал, дворцы Дария и Ксеркса, сокровищницу, гарем Ксеркса, зал совещаний и Врата всех наций. Под городом была проложена двухкилометровая система водоснабжения, сохранившаяся до наших дней. На холме возле Персеполиса и сегодня находятся скальные углубления – усыпальницы Артаксеркса II и III. Также известно, что город был окружен тройной стеной с укрепленными башнями .

Основными материалами для строительства дворцов стали серый известняк, добываемый в горах, а также сырцовый и обожженный кирпич, глина и кедровое дерево. Интересно, что каменные блоки скреплялись не раствором, а металлическими скобами.

Сожжение Персеполиса Александром Македонским

Империя Ахеменидов достигла своего апогея при правлении Дария I. К моменту его воцарения благодаря завоеваниям предшественников империя простиралась от Африки до Индии. Однако в ней происходили многочисленные восстания против центральной власти. Дарию удалось подавить сепаратистские настроения путем реформ, затрагивающих административное деление и налогообложение. Это на некоторое время устроило подвластные территории.

После смерти Дария I могущество империи лишь ослабевало. Все средства уходили на строительство дворцовых комплексов, в частности Персеполиса. Народы восставали из-за больших размеров податей. Цари, стремясь обогатить казну, предпринимали походы на новые территории, но встретились с сильным противником – греками.

Империя Ахеменидов просуществовала примерно 200 лет и была завоевана Александром Македонским при правлении Дария III. В битве у местечка Гавгамелы (рядом с городом Эрбиль в Иракском Курдистане) в 331 г. до н.э Дарий потерпел поражение и бежал с поля битвы в надежде собрать новую армию на востоке. Таким образом, перед Александром Македонским открылся путь в Азию. Он взял Вавилон, Сузы, а затем и Персеполис – самые богатые города того времени. Их сокровищницы были переполнены драгоценностями, золотом и серебром – результатами удачных военных походов и регулярных податей. По подсчетам, только в сокровищницах Персеполиса обнаружили 3600 тонн золота. Богатства Ахеменидов были вывезены в Сузы. По историческим хроникам древнегреческого писателя и философа Плутарха, для этого понадобились 20 тысяч мулов и 5000 верблюдов.

Перед своим отъездом, в 330 году до н.э., Александр сжег Персеполис. На протяжении многих веков историки пытались найти этому причину. Одна из наиболее популярных гипотез сводится к тому, что это было не что иное, как акт отмщения за то, что за 150 лет до вышеупомянутых событий Ксеркс безжалостно сжег афинский Акрополь. Однако иранские исследователи оспаривают это. Согласно их точке зрения, Александр увидел, что иранцы создали великолепную религиозную столицу, и понял, что пока она существует, в сердцах людей будет теплиться надежда на восстановление державы Ахеменидов, будут сохраняться их обряды и национальное самосознание, а Александр никогда не станет полноправным правителем. Поэтому он поджег Персеполис для того, чтобы показать, что империи пришел конец. Настало время забыть об Ахеменидах, потому что отныне Александр – единственный правитель Азии. Существует и иная версия. Как опытный и дальновидный полководец Александр понимал, что Персеполис сможет привлечь новые силы иранцев, готовых к сопротивлению. Какое бы из этих мнений ни было верным, сожжение Персеполиса действительно положило конец существованию Персидской империи.

Однако Дарий III всё еще был жив. Тогда Александр Македонский начал его преследование. Однако ему не суждено было увидеть Дария III живым. Дария убили члены его окружения, когда узнали, что приближается Александр. Александр Македонский проявил уважение к погибшему императору. Он отправил тело Дария в Персеполис и велел устроить великолепные похороны, достойные некогда правителя могущественной державы. Однако место захоронения Дария до сих пор не было найдено. Позже в Сузах в 324 году до н.э. Александр женился на Статире, дочери Дария, и таким образом стал полноправным наследником престола.

Империя Ахеменидов окончательно распалась со смертью Дария III. Персеполис еще какое-то время оставался столицей Персии, которая в то время была провинцией империи Александра Македонского, но уже утратил свое прежнее значение. Археологами были найдены различные артефакты, подтверждающие то, что в городе еще долгое время жили люди, однако точно неизвестно, что именно там происходило.

Открытие Персеполиса

Персеполис был забыт до того, как его случайным образом не нашли европейские путешественники и археологи. Ими были созданы первые описания и гравюры города, датированные XVIII-XIX веками. В 20-х годах XX века по заказу правительства Ирана немецкий археолог и лингвист Эрнст Херцфельд подготовил подробное описание руин, планов раскопок и реставраций. К полномасштабным раскопкам Персеполиса приступили лишь через 10 лет. Этим занималась экспедиция под руководством самого Херцфельда при поддержке Чикагского университета и правительства страны. Позднее руководство принял археолог Эрик Шмидт. Со временем город преображался. Например, в 1930-х годах археологам удалось полностью восстановить здание Гарема Ксеркса. Сейчас в нем находится археологический музей. Сегодня в Персеполисе практически завершены раскопки, однако работы по реставрации зданий продолжаются

В процессе раскопок выяснили то, что Персеполис был построен не рабами. Правители династии Ахеменидов уважали своих работников. Об этом говорят клинописи на стенах Персеполиса и глиняных табличках, использовавшихся для отслеживания строительства. Рабочих обеспечивали регулярными выплатами и страхованием. Таким образом, в случае каких-либо инцидентов семья пострадавшего поддерживалась империей. Примечательно, что даже женщины принимали участие в строительстве. Они могли работать как полный, так и неполный день, им платили наравне с мужчинами. Также матери получали пособие на детей. По мнению искусствоведа и ираниста Вергазова Р.Р., по клинописным надписям нам известны строители, нанятые за скромную плату мастера («курташ»). Функции контроля над бригадами мастеров в Персеполисе выполняли царские советники. Помимо персидских мастеров, в создании города участвовали греческие. Об этом можно судить по найденным в Персеполисе отдельным плитам и небольшим фрагментам орнаментов, напоминающих аргосско-коринфские орнаменты

Персеполис в XX и XXI веках

Спустя десятки столетий руины Персеполиса вновь стали свидетелями грандиозного события. В 1971 году Мохаммад Реза Пехлеви, шахиншах (царь царей) Ирана, провел на территории Персеполиса одну из самых дорогих и запоминающихся церемоний века.

Торжество проводилось в Персеполисе и возле могилы Кира Великого в Пасаргадах с 12 по 14 октября 1971 года. Шах объявил, что будет «самым большим празднованием на земле». Он нанял французских архитекторов, дизайнеров интерьеров и кутюрье, чтобы спроектировать рядом с руинами 50 палаток-апартаментов – Золотой город. Строительство палаточного городка заняло год. Шатры были покрыты 39 км шелка и расставлены в пять рядов (символ пяти континентов), расходящихся в стороны от центрального фонтана. Также были проведены костюмированный парад, изобразивший 2500-летнюю историю Персии, и банкет, для которого из Парижа привезли 18 тонн еды.

Точная сумма затрат на празднество не известна, но насчитывает по различным данным от 20 до 500 миллионов долларов. Конечно же, в эту стоимость входило не только само празднество, но и строительство башни Шахяд, башни Памяти Шахов (после революции она была переименована в башню Свободы, иначе – башню Азади) в Тегеране, строительство дорог до Персеполиса и Пасаргад, развитие инфраструктуры в провинции Хамадан, где раньше находилась первая столица Ахеменидов – Экбатана, а также строительство гостиниц в Тегеране и Ширазе. Кроме этого, был проведен ремонт аэропорта в Ширазе, куда должны были прибывать зарубежные гости.

Для того чтобы показать, как выглядела ныне пустынная местность во времена Ахеменидов, вокруг места празднества посадили целый лес деревьев и привезли из Европы 50 тысяч птиц, погибших через 3 дня от слишком высокой температуры. Все это было подготовлено для 600 высокопоставленных гостей. Ими стали представители королевских семей, президенты и премьер-министры разных стран. Советский Союз представлял глава Президиума ВС СССР Николай Подгорный.

Шаху удалось провести грандиозное мероприятие. Это празднество транслировали телеканалы по всему миру. Оно произвело впечатление не только на присутствующих, но и на зрителей. Таким способом Шах хотел показать, что Иран – современная страна с богатой историей. Мало кто знает, что празднеству предшествовала программа проведения в разных странах выставок и семинаров по персидской истории и культуре, а благодаря гостям открылись тысячи школ по всему Ирану.

С помощью этого мероприятия Мохаммад Реза-шах предпринял попытку укрепить власть и воссоздать национальное самосознание иранцев. Однако оно лишь отвернуло народ от шаха. Его обвиняли в чрезмерных растратах, называли «марионеткой Запада». В конце концов, народ поддержал основную оппозицию шаха – шиитское духовенство, что в 1979 году привело к свержению монархии и появлению Исламской республики.

Сегодня правительство Ирана призывает проповедовать ислам, но и не забывать об истории и культуре страны до его принятия. Если спросить иранцев, какие ассоциации вызывает их страна, то первое, что придет им на ум – Персеполис и та могущественная империя, свидетельством которой этот город является. Сегодня Персеполис – символ Ирана. Он ежегодно притягивает тысячи туристов со всего мира.

Как добраться до Персеполиса

Добраться до Персеполиса можно из нескольких городов:

Поделиться

Хочу сюда поехать
Персеполис

Гульназ Зайнукова
Менеджер-консультант
Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.

Туры с посещением достопримечательности Персеполис

Достопримечательности Шираза: